Планета "Фантазия". Часть 2.

Планета "Фантазия". Часть 2.

Фантастика и фэнтези – в чём разница?

Если вам ещё не знакомы «настоящие» научно-фантастические романы и рассказы, то с жанром фэнтези вы наверняка дружите. С книгами, фильмами, мультиками и комиксами фэнтези входит в нашу жизнь уже с раннего детства. Что же такое фэнтези? Фэнтези чем-то сродни сказке, но это другой жанр литературы.

Считается, что произведения в жанре фэнтези появились ещё в XV веке. В них рассказывалось о сражениях рыцарей с драконами и прочей нечистью. Однако то, что мы с вами любим и читаем, относится уже к XXвеку.

Именно в это время были написаны классические фэнтези, авторами которыми стали Джон Рональд Руэл Толкиен, сочинивший все истории из серии «властелин колец», Клайв Стейплз Льюис, создавший хроники «Нарнии», Джоан Роулинг, написавшая книги о Гарри Поттере.

Это жанр современного искусства, та разновидность фантастики, которая охотно пускает в сюжет персонажи мифов, сказочных героев, делая их соучастниками событий и приключений, выпадающих на долю «реальных» героев произведения. Все произведения этого жанра очень напоминают приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, а иногда в далёком прошлом. Например, в Древней Греции или во времена Средневековья. Фэнтези в отличие от научной фантастики не стремится объяснить жизнь того мира, где действуют герои произведения, с научной точки зрения, Этот мир живёт только в представлении сочинителей, и в нём могут найти себе место любые герои сказок – драконы, лешие, домовые, гномы, феи и вообще все-все все!.. Тем самым они очень похожи на сказку, но если в сказке герой сталкивается с чудесами, только когда он отправляется за тридевять земель, то в романах фэнтези чудеса – естественная природа вещей.

В России родоначальником жанра фэнтези многие считают писателя XIXвека Александра Фомича Вельтмана, написавшего в 1930-ые годы романы «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» и «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира». Но книги этого писателя благополучно забыты, а эпоха фэнтези пришла в нашу страну уже во второй половине прошлого века с книгами Толкиена. Его роман «Властелин колец» оказал такое влияние на мировую литературу, которое даже трудно с чем-то сравнить. Рассказы Толкиена хоббитах вы можете взять в библиотеке. Хоббиты – это придуманные живые существа, похожие на людей. Это древний народец из Средиземья, живущий в подземных квартирах. С ними происходят приключения, он находят сказочные сокровища. В общем, об этом всём вы узнаете, если прочитаете произведения.

В произведениях фэнтези главным всегда будет борьба Добра и Зла. В некоторых книгах Добро побеждает Зло и не даёт ему воцариться в этом мире. В других книгах Зло уже победило, и задача героев его ослабить, насколько в их силах, его власть. Жанр книг, в которых Зло победило Добро, называется жанром тёмного фэнтези. Кроме того, различают «высокое» и «низкое» фэнтези. «Высокое» — это те книги, где действие происходит в абсолютно придуманном мире, а в «низком» местом действия является реальный мир.

В нашей стране одним из самых знаменитых произведений XX века, написанных с использованием приёмов и сюжетов фэнтези, можно считать повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и её продолжение «Сказка о Тройке». Там вполне реальный герой, будучи в отпуске, попадает в город Соловец, где его уговаривают перейти на работу в… Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (НИЧАГО). Став его сотрудников, он работает бок о бок с волшебником Мерлином и Бабой Ягой. Начнёте читать – не оторвётесь.

Из литературы жанр фэнтези перекочевал в кинематограф, игровой и нарисованный, а также в живопись и музыку. Считается, что только в литературном жанре фэнтези работают несколько тысяч писателей-фантастов. Есть и знаменитые кинофильмы, снятые по мотивам романов-фэнтези: это фильмы Питера Джексона по произведениям Толкиена, серия фильмов про «Гарри Поттера» и сериал «Игра престолов». А сколько компьютерных игр создано в жанре фэнтези – и не сосчитать!

Писателями, сочиняющими книги в жанре фэнтези, придумано множество разумных существ, народов и рас, живущих по своим законам. 

К их числу относятся эльфы – древняя раса, похожая на людей, почитатели искусства, природы, живущие так долго, что их называют бессмертными. 

Ещё одна раса – гномы – это бородатые карлики, живущие под землёй. Они занимаются добычей драгоценных камней и кузнечным делом.

 Гоблины – это злые существа, занимаются они грабежами и убийствами.

Тролли – это великаны, живущие, как правило, в горах, они сотворены из камня и под воздействием солнечного света обращаются в камень.

 Орки – это злобные великаны-людоеды, часто обладающие зелёной кожей, а также так называемые полурослики – маленькие человекообразные существа, похожие на хоббитов, о которых мы уже говорили. В зависимости от фантазии того или иного писателя они могут быть добрыми и злыми, мирными земледельцами и изобретательными мошенниками. В общем, всё как у людей!

Что сбылось, а что пока нет?

Когда-то давно… А может, и не так уж давно – что такое 100, да и 150 лет для истории? Одним словом, когда научная фантастика входила на правах любимого литературного жанра в жизнь читателей земли, она поражала картинами далёкого будущего. Перелёты с континента на континент, полёты на другие планеты, путешествия в таинственные глубины океана и ещё более таинственные недра земли… А ко всему этому ещё и движущиеся тротуары, разговор с человеком, находящимся за тысячи километров от тебя, города под прозрачным куполом. Да мало ли чего не выдумают эти фантазёры, авторы романов о будущем человечества?

Читатели сомневались, улыбались, но всё-таки верили в то, что так или почти так будет. Что наука и техника всемогущи, что человеческий разум способен придумать такое, что даже фантастам не снилось. А в самом деле: что из того, что придумали когда-то в своих книгах писатели, стало действительностью? Давайте попробуем вспомнить предсказания писателей-фантастов и сравнить: сбылись или ещё не сбылись?

В романах Жюля Верна, например, читатель сталкивается с чудесами техники, которые казались сказкой в его родном XIX: огромная подводная лодка, движущаяся при помощи электричества, полёт на Луну и путешествие в глубины земли…

Жюль Верн преклонялся перед учёными, инженерами, людьми, способными победить любые трудности. Фантазия и пророчества Жюль Верна вдохновили многих учёных, путешественников, инженеров на выбор профессии.

А Герберт Уэллс предсказал многие великие изобретения, предвидел основные направления науки и техники будущего, он во многих своих романах и рассказах пытался предупредить о грозной силе, которая может выпущена на свободу не сознавшим всю опасность человечеством. Например, в романе «Мир освобождённый», изданном в 1914 году, упоминается Вторая мировая война, начинающаяся в 1940-ые годы. И в этом романе упоминается атомная бомба.

Герберт Уэллс обогатил не только литературу, но и науку такими понятиями, как «четырёхмерное пространство-время», «параллельные миры» и «антигравитация». Первым о возможности создания неких лучей, потоков энергии, которые нам известны под названием «лазер», заговорил тоже Уэллс.

А вот список предсказаний, который мы можем составить, читая произведения Александра Беляева. При жизни писателя часто упрекали за «излишнюю фантазийность». В своих произведениях он предвосхитил, а точнее предугадал появление многих изобретений. Часть из них касаются освоения моря и океанского дна: подводные фермы и человеческие поселения на дне морей, подводная съёмка, люди, передвигающиеся под водой с помощью специальных ранцев, закреплённых на спине.

И пусть городов на дне океанов пока нет и человечество берёт от них только то, что природа сама даёт, но ведь и такое подводное будущее нам уже не кажется слишком смелой фантазией. А ведь при жизни Александра Беляева эти его идеи расценивались критиками как «лишённые познавательного значения».

Космические предсказания писателя сбылись или, по меньшей мере, близки к осуществлению. Орбитальные станции на околоземных орбитах – существуют. На Луну и Марс люди уже начали летать, а выход в открытый космос и вовсе стал обычной ситуацией. А ещё Беляев много предвидел в медицине: создание новых органов у человека, операции по замене хрусталика глаза, регулирование роста и даже пластические операции.

Могло ли прошлое быть иным?

Авторы фантастических произведений считают, что могло бы. Впрочем, писатель в своих произведениях может представить себе всё. Что было бы, если бы Наполеон выиграл битву при Ватерлоо, а Древний Рим не пал под напором варваров? Или техника могла пойти по другому пути, не создавая электродвигатели, а только совершенствуя паровые машины?

Такой жанр в фантастической литературе носит название стимпанк. Он чем-то подражает некоторым произведениям Жюля Верна, хотя сросся из очень разных произведений, объединённых описанием техники.

Корни стимпанка спрятаны в жанрах «настоящей научной фантастики», но его приёмы легко проникли в фэнтези, где таким образом получается особый литературный ход, сочетающий в себе технологии начала прошлого века с магией и персонажами вроде Бабы, эльфов и троллей.

Главное, что читая подобные книги, нужно иметь ввиду, что это – не учебник истории, а совсем наоборот. Впрочем, художественная литература никогда не могла претендовать на роль учебника, даже если повесть называлась исторической. Писатель всегда что-то придумывает, домысливает, сводит на одной странице персонажей, которые никогда не знали друг друга, расшифровывает прошлое, как ему хочется. Мастером такой наполовину выдуманной истории был Александр Дюма- отец, а также многие исторические романисты России.

А ещё кроме стимпанка в фантастике существует такое направление, как киберпанк. Он предметом своего внимания избрал не прошлое, а будущее. То будущее, которое должно сформироваться под влиянием новых технологий. Особое место среди них занимают компьютерные, биологические и другие технологии, по мнению писателей, активно влияющие на людей. Авторы, пишущие в стиле киберпанк, очень любят описывать ту виртуальную реальность, которая, по их мнению, придёт на смену реальности настоящей. Название «киберпанк» придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик Гарднер Дозуа его подхватил и определил как «высокие технологии и жалкая жизнь». Этот жанр фантастической литературы был популярен в 1960-1970-ые годы, а сейчас почти забыт, поскольку научно-техническая реальность обогнала все пророчества.

Кир Булычёв.

Для российского детского читателя Кир Булычёв – самый известный и самый любимый писатель. Настоящее имя этого человека – Игорь Всеволодович Можейко. Впрочем, в случае с известностью Кира Булычёва свою роль сыграло и кино, поскольку фильм «Гостья из будущего, как и мультфильм «Тайна третьей планеты», поставленные по книгам Кира Булычёва, стали любимыми для нескольких поколений зрителей.

Кир Булычёв писал книги не только для детей, но и для взрослых. Причём на его книжной полке не только рассказы и повести, но и множество сценариев, литературоведческих и научных трудов. Ведь писатель был ещё по совместительству доктором исторических наук, знатоком истории стран Востока.

Однако сколько бы мы не перечисляли произведения, созданные Игорем Можейко под псевдонимом Кир Булычёв, для многих он останется автором рассказов про девочку Алису Селезнёву, Это его любимая героиня. Он назвал её в честь родившейся в 1960-ом году дочери. Алиса впервые оказалась в его книгах, когда ей было всего 3 или 4 года, в сборнике рассказов под названием «Девочка, с которой ничего не случится». А потом она росла от приключения к приключению, часто попадая в невообразимые ситуации, из которых ей и автору приходится долго и изобретательно выкручиваться. Где успела побывать Алиса по воле автора? Чуть ли не на всех планетах Солнечной системы и в дальнем космосе, в подводном царстве и даже глубоко под землёй. Алиса путешествовала в далёкое будущее и в не менее далёкое прошлое, первой испытав придуманную учёными машину времени.

У Алисы множество друзей и среди землян, и среди жителей космоса, и среди животных, и даже среди обитателей воскресших далёких геологических эпох… За 40 лет автор изрядно устал от своей героини. По его собственному признанию, он не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора. С Киром Булычёвым повторилась история, которая случилась когда-то с Конан Дойлом. Дойл не в силах был избавиться от своего героя – Шерлока Холмса. Последняя повесть об Алисе – «Алиса и Алисия», была закончена в 2003 году, незадолго до смерти автора.

Фантастику Кир Булычёв начал писать в 1965 году. А псевдоним, выбранный им для этого, объяснялся тем, что писатель боялся, как бы его не уволили с работы в серьёзном Научно-исследовательском институте востоковедения за «несерьёзное занятие литературой». В 1982 году, при вручении писателю государственной премии, псевдоним был раскрыт, но ничего плохого для карьеры писателя не произошло – он был уже слишком известен. Вообще, за всю жизнь писатель получил много премий и наград. Он был лауреатом премии в области фантастики «Аэлита», кавалером «Ордена рыцарей фантастики».

Он написал множество книг, занимался переводами американской фантастики. Посмертное Собрание сочинений Кира Булычёва составляет 18 томов. Более 20 произведений писателя было экранизировано. А одним из самых известных рассказов писателя, написанных «для взрослых», стал рассказ «Можно попросить Нину?». Действие происходит в 1970-ые годы, когда герой рассказы пытается дозвониться своей знакомой Нине, но, набирая номер, всё время попадает к девочке, которую тоже зовут Нина. И в какой-то момент он вдруг понимает, что необыкновенным образом разговаривает с ребёнком, живущем в военной Москве 1942 года.

Можно ещё долго и подробно перечислять произведения писателя, вспоминая сюжеты его рассказов и имена героев. Но не лучше ли зайти в библиотеку и попросить дать вам любую из имеющихся там книг Кира Булычёва? Вероятнее всего, один раз начав читать эти книги, вы уже не оторвётесь от них.

Нет комментариев. Ваш будет первым!