Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Планета «Фантазия»

Планета «Фантазия»

Когда родилась фантастика?

Наверное, тогда, когда первобытный человек научился фантазировать, придумывать себе мир, которого не было на самом деле и который существовал только в его голове. Фантазия – это та же мечта. И в самом деле – попробуйте отличить, развести по разным углам фантазию и мечту.

Уже в древности элементы фантастики присутствовали в мифах и народных сказках. В них фантазия смешивается с действительностью, порождая самые причудливые образы. А потом появилась письменность, и вслед за ней литература…

Любимыми сюжетами древности были фантастические путешествия. Они позволяли героям, а заодно читателям и слушателям, побывать в тех краях, где всё было не так, как в привычном мире Древней Греции, Рима или Египта. Вы уже успели познакомиться в школе с великими поэтами Эллады Гомером и его знаменитой «Одиссеей»? Фантастические обитатели неведомых земель – одноглазый Циклоп, коварные Сирены, заманивающие суда на камни. В эпоху древнего мира появляются и писатели, которые сознательно сталкивают выдумку с реальностью; так рождается новый литературный жанр – фантастика. Она, конечно, не совсем научная, но ведь читатели от неё этого и не требовали.

А в Древнем Риме фантастика впервые выбирает местом действия не только дальние уголки Земли, но и Луну. Было такое литературное произведение античного писателя из Древнего Рима Антония Диогена, называвшееся «Невероятные приключения по ту сторону Туле».

Много фантастики в литературных сказках, переработанных древних преданиях. Элементы фантастики можно найти и у русских писателей позапрошлого века, хотя эти писатели совсем не считались фантастами. Вспомните хотя бы Гоголя, его повети «Нос» и «Портрет». Элементы фантастики встречаются и в произведениях Эдгара По, хотя он считается родоначальником детективного жанра. Однако настоящая научная фантастика появляется только во второй половине 19 века, и её основателем считается Жюль Верн.

Фантазия и литература.

Когда фантазии древнего человека стали литературой? Вероятно, когда появились сказки. Ведь что такое сказка? Это произведение с фантастическим сюжетом, придуманное автором или постепенно созревшее в глубине памяти народа, как плод коллективного, иногда очень долгого творчества. Испокон веков сказка была устной, передаваемой из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому.

В сказках вы можете прочитать не только о космических путешествиях, но и о фантастических достижениях в области медицины: о живой и мёртвой воде, способной оживлять человека, или молодильных яблоках, возвращающих ушедшую молодость. А золотое яблочко, катящееся по блюдечку и показывающее нам то, что происходит за тридевять земель, это не мечта о телевидении?

Говоря о фантастической литературе, мы будем пересекаться со сказкой, её героями, сюжетами. Это любимый литературный приём авторов, пишущих в жанре фэнтези, да и «серьёзные» фантасты порой впускают сказочных героев в свои произведения.

Некоторые люди считают, что образ Бабы Яги в ступе родился в глубокой древности в результате посещения Земли пришельцами из космоса. Ведь персонаж, напоминающий Бабу Ягу, встречается уже у античных авторов. А к ним этот образ якобы перешёл из легенд и сказок от очевидцев тех незапамятных лет. А потом, по происшествии веков, все реальные описания инопланетян просто приобрели другую форму и – превратились в сказку.

Фантастика становится научной.

В середине 19 века главным направлением в литературе становится реализм. Писатели создавали романы, отталкиваясь от реальной жизни. Однако тяга читателей к миру придуманному и где-то, может быть, существующему, никуда не делась. И первыми, кто откликнулись на это желание читателей заглянуть в будущее, были французский писатель Жюль Верн, а позже, в конце 19 века, англичанин Герберт Уэллс. Фантазия этих писателей создала мир, преображённый наукой, и поставила перед читателями ряд вопросов, связанных с влиянием научно-технического прогресса на морально-нравственный мир человека.

Фантастика может быть самой разной, она может прийти к читателю под видом детектива, юмора и сатиры, сказки и даже поэзии. Сегодня научная фантастика является только одним из направлений фантастической литературы, о некоторых других направлениях мы ещё расскажем.

Интерес к этому жанру усиливается в начале 20 века. Это происходит во всём мире, но именно в России прошлое столетие стало настоящим веком научной фантастики. Наши фантасты писали талантливо, ярко, создав огромное число книг, которые по сию пору пользуются любовью читателей.

Так в чём же задачи научной фантастики, какие научные приёмы она использует? Последние 100 лет научная фантастика стремилась предсказывать развитие науки и техники. А любимой её темой стало освоение космоса, полёты к звёздам. Многие темы научно-фантастических книг касались проблем продления человеческой жизни, изменения физических возможностей человека, невероятных достижений в медицине и открытий, сделанных не в космосе, а на земле.

В середине прошлого столетия фантастика возвращается к своим истокам — сливается со сказкой. В детской литературе появляются: маленький человечек Незнайка и его друзья, неугомонный деревянный человечек Буратино, живущий наполовину в кукольном, а наполовину в человеческом мире, волшебники и говорящие звери из Изумрудного города… Но и взрослая фантастика не отставала. Талантливый писатель Толкиен создал огромный и таинственный мир фантастической реальности, где живут и действуют герои мифов, легенд и сказок. Появляются жанры фантастики – фэнтези, юмористическая фантастика, фантастический детектив. Сегодня даже маститые литературоведы затрудняются определить, на сколько жанров разделилась фантастика. Да разве это так уж важно? Главное, чтобы написанное было захватывающим, а книга читалась от первой до последней страницы с неубывающим интересом.

Жюль Верн.

Знаменитый французский писатель Жюль Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте. Он никогда не стал бы знаменитостью, если бы послушался своего отца, преуспевающего адвоката, и продолжил его карьеру юриста. Но юноша, окончив юридический факультет, решил повиноваться не родительской воле, а велению сердца. А сердце велело ему стать писателем. Правда, и в его семье были примеры для подражания. Его дядя привил ему интерес к приключениям и путешествиям. В молодости дядя совершил кругосветное плавание и рассказал о об этом племяннику. Племянник отплатил ему сполна: дядя Жюля Верна стал прообразом некоторых героев, придуманных писателем.

Впрочем, мальчика и без дяди тянуло к морю, приключениям и романтической жизни. Недаром, ещё будучи мальчишкой, Жюль попробовал сбежать в дальние страны, устроившись на корабль юнгой, но беглеца вернули в родительский дом. А мечты о море, путешествиях и приключениях остались.

Заниматься литературой Жюль Верн начал в юности, но сначала его литературные труды были не слишком удачными. Судьбу будущего писателя решила встреча с известным издателем Пьером-Жюлем Этцелем. Этот человек сумел разглядеть в Жюль Верне литературный талант. Жюль Верн предложил Этцелю свою рукопись под названием «Путешествие на воздушном шаре». Этцелю рукопись понравилась. Но он предложил автору сделать существенные поправки. После исправления это произведение получило название «Пять недель на воздушном шаре». Под этим названием произведение и увидело свет.

Сотрудничество Этцеля и Жюля Верна было очень плодотворным. Через четыре года Этцель загорается идеей издать все произведения Верна под общим названием «Необыкновенные путешествия». Он считает, что писатель должен «обозначить» все географические, геологические и физические, а также астрономические познания, накопленные современной наукой, и пересказать их в занимательной и живописной форме». Многие знакомые и друзья посчитали эту идею невыполнимой, способной подорвать его здоровье. Сам же Жюль Верн пишет: «Да, но Земля так велика, а жизнь так коротка! Чтобы оставить после себя завершённый труд, нужно жить не менее ста лет!».

Судьба не отпустила писателю этих лет. Он умер в возрасте 77 лет, оставив нам в наследство 66 романов, десятки рассказов и пьес, много публицистических произведений, некоторые из них вышли уже после его смерти.

Книги писателя издавались неоднократно. И конечно, кинофильмы и мультфильмы по произведениям Жюля Верна за последние сто лет выходили много раз, в том числе и в нашей стране.

Герберт Уэллс.

Герберт Джорж Уэллс был англичанином, известным писателем и общественным деятелем. Он родился в семье владельца небольшой лавки и мог бы не стать писателем, если бы в возрасте восьми лет не сломал ногу. Это обстоятельство заставило мальчика пристраститься к чтению. Он погрузился в мир литературы. Будущий писатель получил хорошее образование и стал биологом. В 1893 году он занялся журналистикой, а свой первый научно-фантастический роман он опубликовал в 1895 году. Этот роман назывался «Машина времени» и рассказывал о путешествиях изобретателя в далёкое будущее. Эта книга сделала писателя знаменитым и породила множество подражателей и литературных путешествий в грядущие века.

Всего на протяжении жизни Уэллс написал около сорока романов и несколько сот рассказов, философские сочинения и работы по перестройке общества. Его произведения переведены на многие языки земли. Он умер в 1946 году, не дожив до своего 80-летия. Могилы писателя не существует. Его прах развеяли над проливом Ла-Манш по его завещанию.

Герберт Уэллс стал автором многих тем, популярных в фантастике и по сей день. Он первый назвал время четвёртым измерением, определяющим нашу реальность. Ещё в конце позапрошлого века он предвидел войну с применением отравляющих веществ, авиации и устройств типа лазера. А перед Второй мировой войной он предсказал появление атомной бомбы. Кстати, название «атомная бомба» принадлежит ему. Он написал об антигравитации в те годы, когда учёные об этом ещё не помышляли, предполагал возможность для человека сделаться невидимым, предостерегал людей от увлечения классовой борьбой, которая ведёт к гибели человечества.

Книги Уэллса неоднократно переводились на русский язык.

Александр Беляев.

Его считают основоположником российской фантастики. Свой первый фантастический рассказ он опубликовал ещё до революции. Рассказ назывался «Берлин в 1925 году».

У писателя была бурная жизнь и множество профессий, но его будущим всё-таки стала литература. Судьба писателя была трудной, трагической, но его книги живут и переиздаются и по сей день. Многие из них стали фильмами, например, «Человек-амфибия» «остров погибших кораблей», «Продавец воздуха».

Так куда же нас зовёт научная фантастика? Наверное, чаще всего в космос. Чужие планете, «чёрные дыры», космические корабли, встречи с внеземными цивилизациями. Чуть ли не 90% фантастической литературы — космические путешествия. Даже если в этих книгах нет ничего научного, а только страшные и сказочные приключения, ареной для них всё равно выбирают космос.

А вот о покорении океанических глубин современные писатели фантасты почти не пишут. А между тем мы знаем о глубинах океана гораздо меньше, чем о просторах космоса. Мы знаем только самые мелководные участки морей и не знаем, сколько тайн и сокровищ хранят морские глубины.

Некоторые писатели отправляли своих героев исследовать недра Земли.

А ещё писатели любят отправлять своих персонажей в будущее или далёкое прошлое нашей планеты. Для этого они чаще всего пользуются машиной времени. Но некоторые писатели были не слишком озабочены, каким образом герой попадёт в прошлое или будущее. Например, Марк Твен отправил одного из своих героев в далёкую историческую эпоху при помощи кулака. А писатель Джон Пристли в своём произведении «31 июня» заставляет своих героев перемещаться из столетия в столетие, не задумываясь над тем, как они это делают.

Иногда писатель отправляет своих героев в путешествие не слишком далёкое, но странное и любопытное – в страну трав, грибов и насекомых. Правда, для этого ему приходится изобрести «уменьшительную жидкость», чтобы сделать героев книги соразмерными с теми чудесами, которые им предстоят.

Назад в прошлое?

Фантастика может служить своеобразным мостиком, перекинутым через реку времени, и вернуть нас в далёкое прошлое нашей планеты. Мы знаем, что для этой цели служат история и археология. Науки эти серьёзные, они оперируют только сведениями, которые сберегли для нас летописи, и артефактами, которые раздобыли учёные во время раскопок. Но ведь мы с вами обычно не читаем отчёты об археологических раскопках и не роемся в исторических архивах. Зато мы с интересом читаем художественную литературу, посвящённую далёкому прошлому, когда человечество находилось ещё в колыбели.

Откуда же писатели знают такие подробности о первобытной жизни? Во-первых. Они хорошо знакомы с наукой, а во-вторых, умеют рассказывать нам о тех временах живо и интересно. Многие из этих книг трудно назвать историческими. Это, разумеется, научная фантастика, только повёрнутая лицом не в будущее, а в прошлое». В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости. Все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь мёртв!» Так начинается научно-фантастическая повесть французского писателя Жозефа Анри-Рони старшего «Борьба за огонь». Она рассказывает истории из жизни первобытного человека, для которого огонь значил так много, что ему поклонялись, как божеству. Люди в ту пору ещё не умели добывать огонь самостоятельно, а получали его в «дар» от молнии и хранили, как частицу божественного пламени! Если вы прочитаете эту книгу, то найдёте в ней описание Земли, какой она была сотни тысяч лет назад, познакомитесь с некоторыми вымершими животными, а главное, станете свидетелями приключений героев повести, отправившихся в опасный путь, чтобы вернуть своему племени потерянный огонь.

А вот ещё одна книга похожей тематики. «Приключения доисторического мальчика», написанная французским писателемЭрнестом д, Эрвильи. Эта повесть также возвращает нас в каменный век, когда люди жили в пещерах, а охотились с помощью стрел и дротиков с кремнёвыми наконечниками, Жизнь в эту эпоху была трудна и прекрасна. История первобытного мальчика Крека, вынужденного уйти из родного племени с несколькими спутниками, а потом встретившего озёрных людей, которые не только умели охотиться и ловить рыбу, но и приручили собак, построили дома и жили совсем не той жизнью, что соплеменники Крека. Прочтите эту повесть обязательно.

А что наши, российские писатели обошли эту доисторическую тему в своих книгах? Разумеется, нет. Очень интересна, например, книга писателя, учёного-археолога, этнографа Александра Михайловича Линевского «Листы каменной книги». К написанию книги автора натолкнули обнаруженные им и его коллегами в Карелии наскальные рисунки, которым много тысяч лет. Главным героем научно-фантастической повести становится юноша из первобытного племени, живущий в новом каменном веке (неолите). Зовут его Льок. С детства Льок знал, что ему предстоит быть колдуном. А когда старый колдун погибает, не успев передать ему своё «ремесло», юноша вынужден претворяться, что он слышит «голос духов». Когда же обман раскрывается, Льоку приходится бежать из родного племени. Он встречает других людей, становится знатоком камня, из которого делают орудия труда и войны, но в конце концов возвращается к соплеменникам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Нет комментариев. Ваш будет первым!