Дмитрий Шостакович - новатор и классик

Дмитрий Шостакович - новатор и классик

В конце сентября текущего года русская культурная общественность отмечает 105-летие со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича. Жизненный путь ленинградского мальчика из интеллигентной семьи оказался очень непростым. Ему пришлось многое пережить. Но, больной и слабый физически, он вырос сильным духом, верой и упорством. Известная писательница Мариэтта Шагинян когда-то сказала: «Музыка Шостаковича представлялась мне великим бесстрашием большого искусства…». Дмитрий Шостакович в своей музыке отразил эпоху, став ее летописцем. Сюжеты его произведений практически никогда не были далеко удалены от его времени. Болевыми точками, тревожившими композитора на протяжении всей его жизни, были революционная борьба, Великая Отечественная война, гонение и уничтожение интеллигенции, ссылка невиновных, скорбь и оплакивание миллионных жертв и вера в победу, справедливость и счастливое будущее.

Блистательным дебютом его композиторской деятельности стала Первая симфония, написанная в 19 лет, как дипломная работа по окончании консерватории. Это произведение было исполнено не только в России, но и в Берлине, Филадельфии и Нью-Йорке. В одной из американских газет писали: «Эта партитура действительно вдохновлена революционной Россией, которая с детских лет воспитывала Шостаковича…». И, действительно, в семье композитора часто велись разговоры о революции, ее победу ждали. В семье были страдальцы за веру: прадед был сослан на Урал, дед – в Сибирь, братья бабушки были близки И.Н. Ульянову – отцу В.И. Ленина.

В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Ее поставили под названием «Катерина Измайлова», премьера прошла в 1934 году. За два первых сезона оперу исполняли в Москве и Петербурге более 200 раз, а также играли в театрах Европы и Северной Америки. В 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посмотрел Иосиф Сталин. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», оперу объявили «антинародной». Вскоре большинство его композиций исчезли из репертуаров оркестров и театров. Софья Хентова в своей книге «Удивительный Шостакович» пишет: « Впервые Сталин столь прямо вмешался в музыкальное искусство, заявил свой вкус как закон. Музыка пострадала первой через Шостаковича». Композитор познал предательство и трусость бывших друзей, его исключили из обеих консерваторий, где он преподавал. Шостакович не пытался защищаться, ответом стала его работа. Внешняя застенчивость, деликатность и смирение таили огромную внутреннюю силу, волю, сопротивление и веру в свое предназначение. Результатом этого стоицизма стала лучшая из его симфоний – Пятая.

В декабре 1941 года Шостакович сочинил свою Седьмую симфонию и посвятил ее родному Ленинграду. Он любил свой город, переживал за его судьбу, считал, что горе одного человека стало общим, сам дежурил на крыше консерватории, тушил зажигалки. Симфония рождалась после отбоя воздушной тревоги. 

Узнав, что Шостакович пишет «Ленинградскую симфонию», поэтесса Ольга Берггольц содействовала ее исполнению в Ленинграде именно 9 августа 1942 года – в день, на который Гитлер назначил праздничный банкет по поводу взятия Ленинграда. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио — ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте. Ленинградская симфония стала известна всему миру.

После разоблачения культа личности Сталина Шостакович считал себя обязанным говорить о судьбах пострадавших и измученных, о трагедии всей страны. Так появилась Тринадцатая симфония со знаменитым «Бабьим яром».

В 1948 году Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Шостаковича уволили из Московской консерватории, его музыку запретили.

Через год запрет официально сняли, композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора и после возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл — 24 прелюдии и фуги.

Вскоре Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В эти годы поэтесса Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле». В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова». Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам — «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам — «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».

В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

В судьбе Шостаковича было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Хочется надеяться, что современные профессионалы и любители найдут возможность по-новому оценить музыку композитора – такую яркую, самобытную, свободную и неукротимую.

Нет комментариев. Ваш будет первым!