Топонимика Камчатки. Реки. Ч.1.

Топонимика Камчатки. Реки. Ч.1.

Наше путешествие камчатской топонимике продолжается и, несмотря на то, что мы с вами совершили по ней уже очень продолжительное путешествие, знакомясь с названиями камчатских вулканов,  впереди ещё много интереснейших географических объектов, которые ждут нашего внимания. Сегодня мы начнём с вами разговор о названиях некоторых камчатских рек, с историей происхождения которых непосредственно связано освоение нашего полуострова.

Крупнейшая река камчатского западного побережья — Большая — известна русским с конца XVII века, со времени знаменитого похода пятидесятника В. В. Атласова, прошедшего с отрядом в 1697 году по западному берегу полуострова от реки Ичи до реки Нынгучу (Голыгиной).

В составленном на рубеже XVII—XVIII веков «Чертеже вновь Камчадальские земли» автор его, сибирский картограф С. У. Ремезов, основываясь на результатах похода Атласова, нанес реку Большую с поясняющей надписью: «пала в Пенжинское море многими устьями». Пенжинским или Ламским первоначально называлось Охотское море.

Камчатка на «Чертеже вновь Камчадальские земли» С. У. Ремезова.

В 1707 году река Большая отмечается в отчете казака Родиона Преснецова с вариантом искаженного местного названия — Кикша. Топоним Кикша (Кыкша) встречается и на некоторых старорусских чертежах Камчатки и, вероятно, восходит к ительменскому слову «кыг», что означает — «река». Происхождение русского названия объяснил позднее С. П. Крашенинников: «Большою для того называется, что из всех рек, впадающих в Пенжинское море, по ней одной от устья до самой вершины можно ходить батами».

Важнейшее значение реки Большой как магистрального пути, связывающего западный берег полуострова с долиной реки Камчатки и восточным побережьем, издревле было известно коренным жителям, русские первопроходцы оценили роль этого пути уже в начале XVIII столетия. В 1703—1704 годах в районе слияния рек, названных Быстрой и Плотниковой, был построен Большерецкий острог. 

Большерецкий острог. XVIII век.

В 1711 году он был возобновлен отрядом Д. И. Анцифорова — И. П. Козыревского, начавшим отсюда в августе исторический поход, итогом которого явилось открытие Курильских островов. Большерецкий острог становится одним из жизненно важных центров освоения полуострова. Через него проходили пути на Верхнекамчатский острог и через гидросистему рек Плотниковой и Авачи — к восточному берегу Камчатки. Характерно, что эти пути в наше время в точности повторили главные автомобильные трассы полуострова.

Не случайно именно к устью реки Большой в 1716—1717 годах было совершено первое в русской истории плавание через Ламское (Охотское) море из Охотска. Экспедицию на лодье «Восток», проложившую кратчайший путь от азиатского материка к полуострову Камчатка, возглавляли якутянин Козьма Соколов и архангельский помор Никифор Треска. 22 мая 1721 года из устья реки Большой, выполняя поручение Петра Первого, начали плавание к Курильским островам первые геодезисты тихоокеанских земель России И. Б. Евреинов и Ф. Ф Лужин. К этому времени устье реки было уже достаточно хорошо освоено мореходами.

К началу 20-х годов XVIII века русские моряки, очевидно, и выбрали здесь удобное место для укрытия и зимовки судов, вошедшее в историю под названием Чекавинской гавани. Эта гавань становится первым морским портом Камчатки. Сведения о ней можно найти у С. П. Крашенинникова. «Чекавина, по-камчатски Шхвачу речка, пишет он,— от устья Большой верстах в двух… Примечания достойна она потому, что в ней морские суда зимуют, чего ради там и казарма для караульных и кладовые анбары от Камчатской экспедиции построены. Суда заводятся в оную во время прибылой воды, и в убылую воду она так узка, что через перескочить можно, и так мелка, что суда на бока валяются, однако от того не бывает им повреждения для того, что дно ее мягко». Таким образом, Чекавинская гавань служила не только пристанищем кораблей, но и выполняла функции своеобразного сухого дока. Студент А. Горланов, сменивший на Камчатке С. П. Крашенинникова и совершивший путешествие по западному побережью Камчатки, отождествляет реку Чекавину (Чакаву) с рекой Начиловои, известной под этим названием и поныне.

4 сентября 1727 года в устье реки Большой вошли прибывшие из Охотского порта бот «Фортуна» под командой В. Й. Беринга и лодья «Восток» под началом А. И. Чирикова. Отсюда участники экспедиции, получившей название Первой Камчатской, отправились по реке Большой и ее притокам в глубь полуострова. Построив неподалеку от Нижнекамчатска бот «Св. Гавриил», беринговцы вышли из устья Камчатки в плавание к берегам Чукотки. 12 июля 1729 года экспедиция вернулась в Большерецк. В дальнейшем реке Большой было уготовано важное место для развертывания работ Второй Камчатской экспедиции В. И. Беринга —А. И. Чирикова (1732—1743 гг.). Большерецкий острог и Чекавинская гавань стали опорной базой южного (японского) отряда экспедиции, возглавляемого М. П. Шпанбергом. Отсюда в период 1738—1739 годов были предприняты плавания к Курильским островам, значительно расширившие представления об архипелаге и практически неизвестной тогда Японии. 

16 мая 1740 года, выполняя приказ Беринга об исследовании камчатских берегов и Авачииской губы, из Чекавинской гавани отправился бот «Св. Гавриил» под командой штурмана И. Ф. Елагина, заложившего в том же году порт, названный вскоре Петропавловским. 1740 год ознаменован еще несколькими событиями в истории реки Большой. В этом году Большерецкий острог по распоряжению сибирских властей определяется «присутственным местом» камчатских командиров, став на многие годы административным центром края. 21сентября 1740 года в Чекавинскую гавань прибыли из Охотска пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», галиот «Охотск» и дубель-шлюп «Надежда». С этого времени началась практическая деятельность главного отряда Второй Камчатской экспедиции В. Й. Беринга — А.И. Чирикова. Вскоре пакетботы покинули большерецкое устье, отправившись к Авачинской губе.

Пакетботы «Св. Апостол Петр» и «Св. Апостол Павел».

Источники:

1. Мартыненко В. Камчатский берег: историческая лоция: [справочное издание] / Валерий Мартыненко. — Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во, Камч. отдние, 1991. — 190 с.: ил.

2.  Камчатка XVII — XX вв. Историко-географический атлас. — М.: Федеральная служба геодезии и картографии, 1997.

Продолжение следует!

Нет комментариев. Ваш будет первым!