Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Паруса командора

Паруса командора

На заре XVIII столетия Петр I, одержимый идеей создания могучей морской державы, «прорубал» для сухопутной России не одно лишь евро­пейское «окно». Его неустанная энергия постоянно обращалась и к вос­точным пределам государства, где грезились еще неведомые заокеанские земли и еще непознанные морские пути в Америку, Японию, Китай, Индию. В устремленности великого реформатора подспудно билась мысль, кото­рую позднее еретической, но пророческой фразой выразит Ломоносов: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и в Америке».

В жестоких битвах за выходы к манящим морским далям Балтики, Азова, Черноморья, Каспия утверждалась русская мысль о Великом Вос­точном океане.

Прологом к решительному прорыву в неведомые северные простран­ства Тихого океана явились Камчатские экспедиции Витуса Йонассена Беринга, 340-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году.

Витус Йонассен Беринг родился в г. Хорсенсе, окончил в Голландии Амстердамскую морскую школу, командовал крупными военными судами. Дважды плавал в Ост-Индию. В 1703 г. был приглашен на службу в Российский флот. Служил на Азовском, Балтийском флотах. Первая экс­педиция в 1728 г. доказала, что Азия и Америка разделены проливом (впоследствии пролив будет назван Беринговым). Вторая Камчатская экспедиция формировалась по инициативе В. Й. Беринга. Правитель­ственные и академические инструкции касались самых различных сторон изучения обширной территории, простершейся от Урала и до Тихого оке­ана. Чтобы осознать грандиозность намеченных исследований и предста­вить все трудности, которые пришлось преодолеть, достаточно выделить главные направления экспедиции:

1. Изучение Сибири.

2. Обследование северо-восточных берегов Азиатского материка.

3. Плавание к берегам западной Америки и Японии.

4. Отыскание Северного морского пути из Европы вокруг Азии и установлении через Тихий океан контактов России с владениями европей­ских государств.

5. Заведение торговых отношений с Японией.

6. Исследование Курил и Сахалина.

Несколько отрядов должны были обследовать побережье Северного Ледовитого океана в различных районах и определить, можно ли пройти северным путем от Архангельска до Камчатки. На Тихом океане намеча­лось: пройти от Камчатки до западных берегов Америки и исследовать их; найти пути к Японии: исследовать Курильские острова, побережье Охотского моря и Шантарский архипелаг. Помимо чисто географических задач ставились природоведческие, исторические, этнографические. Эту миссию должен был выполнить отряд Петербургской академии наук.

Исключительный характер экспедиции был ясен уже современникам, считавшим ее «самой дальней и трудной и никогда прежде небывалой».

Совершенно очевидно, что поставленные задачи, сопряженные с неве­роятными трудностями, требовали от участников экспедиции высокого чувства долга, мужества, духовной и физической стойкости. Достаточно сказать, что двинувшиеся из Петербурга на восток огромные обозы экспе­диции везли с собой лишь крайне необходимое: инструменты, приборы, парусину, такелаж, книги, карты, то есть то, что нельзя было изготовить в Сибири. А в Сибири предстояло построить семь судов различного класса: одни — годные для плавания по сибирским рекам и Ледовитому океану, другие — для океана Восточного, Тихого. Кроме того, должны быть построены десятки мелких речных судов для транспортировки тысячепу­довых грузов экспедиции. Поэтому по пути необходимо было заготавли­вать лес, ставить железоделательные заводы, варить соль, гнать смолу, жечь уголь, плести канаты и другие снасти. И изыскивать возможности для пропитания огромного, постоянно возраставшего числа людей, привле­ченных к работам экспедиции. Заботы требовали неимоверного напряже­ния сил. Беринг писал из Охотска: «Служители претерпевают несносную нужду, и все наги и босы находятся, к тому же без харчу живут на одном хлебе… и ныне лучшего матроса от худости и наготы признать не можно, что он матрос, а показует якобы самый вящий невольник».

Таковым было состояние его отряда, добравшегося до Охотска осенью 1737 г. и потратившего на путь от Балтики до Тихого океана без малого пять лет.

В октябре 1737 г. по приказу Беринга из Охотска на Камчатку вышел бот «Фортуна» под командой подпоручика И. Свистунова и подштурмана Е. Родичева. Им предстояло уточнить предположение Беринга о возмож­ности укрытия в Авачинской губе заложенных на охотских стапелях кораблей экспедиции. Предвидение капитан-командора о навигационных достоинствах губы окончательно подтвердила затем рекогносцировка штур­мана Ивана Фомича Елагина, беринговца, первостроителя Петропавловс­кого порта.

Осенью 1740 г. в Авачинскую губу вошли экспедиционные пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» под командой В. И. Беринга и А. И. Чирикова. В рапорте в Сенат 22 апреля 1740 г. В. И. Беринг писал: «При которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными ноземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента… А вышереченная гавань к отстою в зимнее время морских судов весьма способна. И оная гавонь названа нами Святых апостол Петра и Павла». Ближайший помощник Беринга Алексей Ильич Чириков отметил в своем рапорте в Сенат: «Гос­подин капитан-командор Беринг отправился от Охотска на одном пакет­боте… Я следовал за ним на другом сентября 8 числа 1740 году… В здешнюю гавань прибыли мы на пакетботах октября 7 числа вышеупомя­нутого году, с божией помощью благополучно, которую назвал господин капитан-командор гаванью Святых апостолов Петра а Павла, как и пакет­боты наши именованы»..

17 октября (по новому стилю) 1740 г. принято считать датой основа­ния порта Св. апостолов Петра и Павла (его еще называли Санкт-Петропавловской гаванью, портом Санкт-Петропавловским, Петропавловским). Отсюда 4 июня 1741 г. пакетботы экспедиции вышли в свое историческое плавание. Пользуясь благоприятным юго-восточным ветром, корабли сле­довали курсом, предполагавшим выход к таинственной «Земле Гамы», мифическому острову, в существование которого верили тогда многие европейцы, он был обозначен на всех картах. Попытки Беринга найти якобы виденную в XVII в. португальцами землю привели к большой потере времени, что в дальнейшем имело трагические последствия для судьбы всей экспедиции. 20 июня пакетботы потеряли друг друга в тума­не, находясь невдалеке от южного изгиба еще не открытого Алеутского архипелага. Отныне Берингу и Чирикову предстояло продолжать свой путь в одиночестве.

Более месяца плыл на восток «Святой Петр» в неведомых водах. За это время, учитывая, запасы воды сократились наполовину. Офицерский консилиум корабля решил склониться курсом ближе к северу. 16 июля с корабля увидели «высокую сопку». Это была одна из высочайших вер­шин Северной Америки, названная беринговцами горой Св. Ильи. А полу­тора сутками ранее заметили американскую землю моряки пакетбота «Св. ап. Павел», Так свершилось одно из величайших географических откры­тий XVIII столетия достижение русскими североамериканского конти­нента с востока.

На обратном пути самые тяжкие испытания выпали на долю экипажа «Святого Петра». В начале августа открылся роковой западный ветер, задержавший возвращение на Камчатку. На корабле началась цинга. 24 сентября пакетбот попал в полосу жесточайшего шторма, продолжавшего­ся 22 дня. «Бури сильнее этой мы не могли себе представить и не считали, что способны выдержать ее, — писал натуралист Г. В. Стеллер, — каждое мгновение мы ожидали, что наше судно потерпит крушение. Невозможно было ни сидеть, ни лежать, ни стоять. Никто не мог оставаться на своем посту, и мы находились во власти Божией во всякий миг, когда небеса пожелали бы взять нас. Половина наших людей лежали больные и сла­бые, а вторая половина в силу необходимости старалась держаться здоро­вой, но совершенно обезумела от ужасающих волн и качки судна. К тому же мы не могли готовить пищу… В такой ситуации ни в ком нельзя было найти ни мужества, ни помощи».

Но и после шторма кораблю пришлось долго бороться с сильным западным ветром. Несколько раз моряки видели землю. Наконец 5 нояб­ря открылся берег, который был принят за камчатский. Когда ошибка выяснилась, возможностей дойти до Авачинской губы уже не оставалось. Было принято решение высаживаться на берег, оказавшийся для многих беринговцев последним пристанищем. 8 декабря 1740 г. на острове, на­званном впоследствии его именем, умер капитан-командор Витус Йонассен Беринг. «...Его волновало только благополучие команды и не заботила собственная жизнь. Он ничего не желал более, чем нашего отплытия с этой земли. Возможно, он не нашел бы лучшего места, чтобы подготовить себя к вечности, чем это смертное ложе под открытым небом», — отмечал Стеллер.

27 августа 1742 года выжившие после островной зимовки и построив­шие из остова «Святого Петра» новый корабль беринговцы вернулись в порт Петропавловский. Г. Стеллер писал: «При отплытии мы поставили деревянный крест, чтобы отметить его могилу (В. Беринга), который по обычаю русских в Сибири, в то же время является знаком новой земли, ставшей владением Российской империи». 

Не менее трагическим было возвращение в Авачинскую губу экипажа «Святого Павла».

Велико значение подвига, совершенного русскими мореплавателями. В период Второй Камчатской экспедиции, в результате десятилетних работ северных отрядов на географических картах впервые появились очерта­ния полуостровов Гыдана и Таймыр, десятков новых островов и проли­вов. Была заложена основа последующих исследований Арктического бассейна. На основе этих наблюдений в 1745 г. был издан Атлас Россий­ской империи. В результате Второй Камчатской экспедиции был открыт американский берег, продвинулось исследование и освоение Курильских и Алеутских островов: они были включены в состав России. В Авачинской губе был основан самый восточный порт Российского государства. Ака­демический отряд обследовал территорию Сибири от Тобольска до Якут­ска, провел многочисленные исследования по истории, географии, этногра­фии, археологии, палеологии, метеорологии, собрал обширный материал о природных ресурсах Сибири, быте и жизни населяющих ее пародов. Были напечатаны труды С. Крашенинникова, И. Гмелина, Г. Миллера, Я. Линденау, Г. Стеллера.

Именем В. И. Беринга названы остров, где покоится капитан-командор, море у восточных берегов Камчатки и северный пролив, разделяю­щий Азию и Америку. В честь Витуса Йонассена Беринга, его соратников и водружен в Петропавловске памятник, являющийся старейшим мемори­альным сооружением Дальнего Востока.

В центре города стоит небольшой памятник. Очертания его лаконич­ны: утвержденная на небольшом цоколе двухметровая металлическая ко­лонна, напоминающая орудийный ствол, завершается капителыо; абака, верх­няя плита капители, увенчана цветком лотоса, в раскрытых лепестках которого покоится пушечное ядро. На четырех гранях металлического цоколя — обрамленные барельефные изображения лавровых венков с двумя скрещенными факелами. Памятник покоится на массивном основа­нии из тесаного камня, к которому прикреплена чугунная плита с надпи­сью «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Берингу».

Орудийный ствол и ядро, разделенные цветком лотоса, — символы мужества, устремленности и чистоты побуждений. Может быть, этот смысл вкладывал в свое творение неизвестный создатель памятника? Или же, как считают некоторые, «мы имеем дело с элементами чисто морской сим­волики, и розетка цветка не что иное, как картушка компаса, поддерживаю­щая земной шар, а четыре больших и четыре малых лепестка — это направления главных и промежуточных румбов. Несомненно лишь одно: строгий и лаконичный памятник несет дыхание эпохи, давшей России — среди многих — Петра I и Михаила Ломоносова, Феофана Прокоповича и Ивана Кирилова, Василия Татищева и Степана Крашенинникова. И блес­тящую плеяду землепроходцев и мореплавателей, свершивших Вторую Камчатскую экспедицию.

В 1867 г. в Авачинскую губу зашел корвет «Варяг». Один из офице­ров корабля, лейтенант К. С. Старицкий, сфотографировал памятник Бе­рингу и переписал надпись на металлической доске, прикрепленной к огра­де. Это был перечень фамилий людей, принимавших участие в учрежде­нии памятника. Первым в списке стоял капитан 1-го ранга П. И. Рикорд. Петр Иванович Рикорд, адмирал, известный деятель русского флота, с 1817 по 1822 гг. был начальником Камчатки. В списке учредителей зна­чатся среди прочих и морские офицеры Михаил Васильев и Глеб Шишмарев, командиры шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный». Эти корабли прибыли в Петропавловский порт осенью 1821 г. после завершения исследований северо-восточной части Тихого океана. Шлюпы пробыли в порту недолго, готовясь к возвращению в Кронштадт. Обе эти даты уточ­няют историю появления памятника Берингу. А она была связана, вероят­нее всего, с приближавшейся годовщиной смерти капитан-командора. Со­вершенно очевидно, что П. И. Рикорд, учитывая, что в Петропавловске собралось большое общество просвещенных и патриотически настроен­ных флотских офицеров, высказал мысль о создании памятника великому русскому мореплавателю. Предложение было поддержано, и поскольку единственным средством финансирования подобных дел были в ту пору добровольные пожертвования, вклады были сделаны сразу же. Литейно­го дела на Камчатке тогда не было, и памятник решили заказать в Петер­бурге после возвращения шлюпов в Кронштадт. Предполагают, что па­мятник был изготовлен в период между 1823 и 1826 гг., доставлен в Петропавловский порт на военном транспорте «Кроткий» под командова­нием капитан-лейтенанта Фердинанда Врангеля, впоследствии известного мореплавателя и ученого. Сравнительно точное время установки памят­ника в Петропавловске помогли установить материалы плавания английс­кого капитана Ф. Бичи. Бичи Фредерик Вильям (1796—1856) — англий­ский капитан, в 1818—1819 гг. сопровождал Франклина и Парри в экспе­дицию к Северному полюсу. В 1826—1828 гг. на «Блоссоме» плавал в Беринговом море для географических исследований побережья Северной Америки от Берингова пролива. С 1854 г. контр-адмирал британского флота, с 1855 г. — президент Королевского Географического общества.

На корабле «Блоссом» он заходил в Петропавловский порт дважды: в 1826 и 1827 гг. При описании второго посещения порта Бичи упоминает о памятнике Берингу, установленном на аллее у дома губернатора (началь­ника). В 1831 г. в Лондоне вышла книга Ф. В. Бичи «Записки о путеше­ствии в Тихий океан и к Берингову проливу», где впервые упоминается памятник: «...в саду губернатора находится памятник нашему соотече­ственнику капитану Клерку. Он находится на одной стороне широкой дорожки, покрытой гравием в конце аллеи. На другой стороне стоит памятник в честь Беринга. Первый из помянутых был сооружен в честь Беринга офицерами корабля Крузенштерна, а последний прислан из Пе­тербурга». Годом ранее Бичи о памятнике не говорит, из чего можно заключить, что памятника еще не было.

По различным причинам памятник несколько раз переносился. Сохра­нилось свидетельство гидрографической экспедиции, бывшей в Петропав­ловске в 1907—1908 гг.: «В ограде новой церкви три памятника: первый — небольшая круглая чугунная колонна с крошечною, сильно потускнев­шею медною доской, надпись на которой гласит: «Основателю Петропав­ловска в 1740 г., мореплавателю Берингу». Его последнее дореволюционное описание сделано в 1912 г. «В церковной ограде Пет­ропавловского собора, на левой стороне у входа на церковную паперть, на массивном серого цвета круглом камне вулканического происхождения возвышается четырехаршинной высоты чугунный памятник в виде круг­лого столба (2 четверти в диаметре) с чугунною бомбою наверху, поло­женною в цветок лотоса».  Памятник, как и прежде, был обнесен прямоугольной оградой из художественного чугунного литья.

Металли­ческая доска с фамилиями учредителей к тому времени уже была утраче­на, возможно, ее убрали за ветхостью. Вместо нее к колонне была при­креплена бронзовая табличка с надписью: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Берингу». В 1930-е гг. памятник перенесли из церковной ограды па площадку напротив кинотеатра «Полярная звезда» (место, где в настоящее время находится памятник «Освободителям Ку­рильских островов». Вокруг памятника был разбит сквер, высажены де­ревья, и сквер носил имя Беринга. Исполком Петропавловского горсовета принял решение от 16 октября 1945 г.: «Памятник В. Берингу перенести на Советскую улицу на свободную площадь между домами 27 и 29, разбив вокруг него сквер, обнесенный оградой». При установке памят­ника в 1946 г. на северной стороне сквера на цементном четырехугольном постаменте была помещена пушка, поднятая в 1940 г. на острове Беринга на месте гибели пакетбота «Св. ап. Петр» научным сотрудником Камчат­ского краеведческого музея Николаем Ивановичем Моргалевым. «20 сен­тября 1940 г. я прибыл в Петропавловск вместе с пушкой, не опоздав к праздничному торжеству в честь 200-летнего юбилея порта и города, ос­нованного Витусом Берингом. Привезенная пушка была выставлена в экспозиции Камчатского областного краеведческого музея», — писал Н. Моргалев. В настоящее время пушка находится в КОГМ, на ней четко видно клеймо — «1724», которое стало возможным прочитать после реставрации в 1982 г. специалистами ВНИИР. Первый па Дальнем Востоке отечественный мемориальный памятник располагается в центре города, на возвышенной площадке, облицованной серым камнем. С пло­щадки открывается вид на Петропавловскую гавань, где в зиму 1740/41 г. укрывались пакетботы Второй Камчатской экспедиции.

Источники:

1. Памятники Петропавловловска-Камчатского. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания „Новая книга“, 2007. — 96 с.

2. „Скрижали“ Артура Белашова. Альбом-каталог портретной галереи /авт.-сост. В.Т. Кравченко. — Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2018. — 232 с.

Нет комментариев. Ваш будет первым!