Избирательное право России в разные эпохи

Избирательное право России в разные эпохи

15.02.2017. в нашей библиотеке организовано книжная выставка "Избирательное право России в разные эпохи"

Государство российское прошло долгий путь накопления опыта демократического государственного устройства от примитивных форм народного представительства во времена зарождавшейся государственности до конституционного закрепления принципов свободных, равных демократических выборов в настоящее время.
По мнению большинства современных историков (Чистяков О. И., Фроянов И. Я., Алексеев Ю. Г. и др.), история избирательного права в России берет свое начало в Древней Руси в Х веке, когда среди политических институтов Киева, Новгорода, Смоленска, Пскова, Чернигова и других городов важное место занимали вечевые собрания.
Однако уже к первой половине XIII века в связи с заметным усилением княжеской власти и феодальной знати, а также в результате монголо-татарского нашествия роль и значение веча постепенно сводится к решению вопросов местного самоуправления.
Лишь Новгородская земля сумела сохранить республиканский строй и основы выборной демократии до конца XV в. В конце XV веке в результате похода московских войск на Великий Новгород был упразднен республиканский строй, а с ним и практически все избирательные институты власти.

В течение XVII века постепенно формируется относительно устойчивая система избирательных правил и норм, определяющих порядок организации и проведения выборных процедур.
Начало коренным изменениям в избирательных процедурах положила Февральская революция 1917 г.
В средние века в Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти.
В Великом Новгороде использовалась вся палитра «средств агитации». Подкуп участников вече, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников и, наконец, убийства и разграбления, прямые вооруженные столкновения сторон – все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики.
Право избрания князя было признано всеми русскими князьями на съезде 1196 г.
Призвание и перемена князей были общепринятым правом населения, которое признавали и сами князья и их дружины.
XVI-XVIII века
Во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена была вспоминать о народном представительстве. Средневековые демократические процедуры были во многом схожи у разных народов.
В России элементы непосредственной демократии, рожденные в средневековье, во многом использовались в жизни крестьянских общин, казачьем самоуправлении, в земстве, в городском самоуправлении.
В результате в XVI в. на авансцену российской истории вышли Земские соборы или «советы всея земли» – представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархи, верхушка посада (обыкновенно 300-400 человек).
Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.
В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла важную роль в деле восстановления разрушенного смутой «великого российского царствия» и была их крупной исторической заслугой.
С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в. земские соборы приходят в упадок.
Результатом Земского собора 1648-1649 гг. стало Соборное уложение 1649 г.
Первый московский князь созвал в 1550 году первый земский собор.
Самым известным земским старостой Нижнего Новгорода был Козьма Минин, избранный на этот пост в сентябре 1611 года.
Первые выборы городского головы в Нижнем Новгороде состоялись 12 декабря 1785 года.
XIX - нач. XX века
Из Манифеста об учреждении Государственной думы (6 августа 1905 г.)
«Объявляем всем нашим верноподданным: Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. … Ныне настало время, следуя благим начинаниям… призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу»
Представительная демократия с трудом пробивала дорогу в России. Лишь под давлением революционных масс Николай II издал Манифест 17 октября 1905 г., согласно которому впервые был создан общегосударственный представительный орган – Государственная дума.
Сам выбор названия «Государственная дума» для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции.
Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. 1905 г. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – «бродячие инородцы», должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.
В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело.
Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов.
Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок (бюллетеней).
Избиратель передавал бюллетень с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный ящик с отверстием в крышке.
Подсчет голосов проводился на следующий день.
В 1906 г. вышел Указ «Об ограждении свободы и правильности выборов в Государственную думу»
Пальма первенства в использовании кино для политической агитации принадлежит «Союзу русского народа» и относится к 1908 году. На его средства был открыт «Патриотический синематографический театр».
Местом работы первых Государственных дум стал Таврический дворец в Санкт-Петербурге, построенный в 1783-1789 гг. архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма.
Значительным шагом в развитии представительной демократии в России стали выборы в Учредительное собрание в 1917 г.
«Положение о выборах в Учредительное собрание» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней: от Всероссийской до участковых, а также правила составления списков избирателей и т.д.
Голосование производилось подачей избирательной записки (бюллетеня), форма которой устанавливалась окружной комиссией.
Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию.
Голосование проходило в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускались вооруженные лица, а также лица в нетрезвом состоянии. Избиратель голосовал лично.
Предъявив именное удостоверение одному из членов избирательной комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, и удалялся в кабину. Там он делал отметку в бюллетене, вкладывая его в конверт, заклеивал конверт и передавал председателю участковой комиссии.
Последний в присутствии членов комиссии опускал конверт в специальный ящик.
Как видим, процедура выборов в Учредительное собрание была во многом схожа с нынешними процедурами.
Впервые Учредительное собрание было создано в США в 1787 г. и во Франции в 1791 г.
В России всеобщее избирательное право было провозглашено после Февральской революции 1917 г., в СССР – в 1936 г.
Нижегородская губернская комиссия по делам о выборах в Государственную думу возникла в августе 1905 года.
ХХ век
В годы советской власти процедуры выборов совершенствовались.
Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование.
Демократичность выборов обеспечивалась признанием их состоявшимися при явке избирателей не менее 50%, которая, как правило, составляла более 90%.
Однако избиратели не выбирали, а избирали, так как выбора не было – в бюллетене стояла одна фамилия. Поэтому выборы во многом были формальными, хотя и реализовывались принципы всеобщности, равенства.
Выборы были прямыми, тайными.
Процедуры также приближались к уровню других стран, разве что не было института наблюдателей.
Дольше всех – 39 лет – депутатским мандатом обладал Пер Фаддеевич Ломако, возглавлявший наркомат цветной металлургии СССР
В 1989 г. впервые за годы советской власти выборы проходили на альтернативной основе, что вызвало повышенный интерес и активность избирателей. Однако процедуры этих выборов оставались традиционными
В некоторых странах (например, в США) можно проголосовать письмом, в других (Италия) в дни выборов предоставляются скидки на проезд, в третьих (Австралия, Греция) не участвующие в голосовании должны платить штраф.
Участие в избирательных кампаниях - это ценный опыт для молодых с целью приложения своих сил, знаний для построения светлого будущего.

16:05
357

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!