Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Страницы военной истории Петропавловска

Страницы военной истории Петропавловска

Судьба Петропавловска, отметившего свой 280-летний юбилей, тесно связа­на с морем и военно-морским флотом, в историю которого вписано немало героических строк, связанных с Камчаткой.  75-летием Камчатской флотилии и 170-летием образования 47-го флотского экипажа отмечен 2020 год.  Истории образования флотского экипажа на Камчатке и будет посвящена данная публикация. 

В1849 году Камчатку посетил гене­рал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Му­равьев-Амурский, и в Петербург последовал его доклад: “Я много видел портов в России и Европе, но ничего подобного Авачин­ской губе не встречал”. Муравьев заду­мал перенести на Камчатку из Охотска главный русский порт Тихого океана, вы­делить ее в самостоятельную область, возглавляемую губернатором. В сентяб­ре 1849 г. Н. Н. Муравьев представил на­чальнику Главного морского штаба А. С. Меншикову докладную записку о необходимости ликвидации Охотского порта как "негодного во всех отношениях и сосредоточении всех морских средств Охотского моря в Авачинской губе".

2 декабря 1849 года царским указом была образована Камчатская область. Управление областью вверялось военно­му губернатору, назначаемому из чинов морского ведомства и подчиняемого не­посредственно генерал-губернатору Во­сточной Сибири. Первым губернатором Камчатки и командующим Петропавлов­ским портом был назначен 15 февраля 1850 года капитан 1-го ранга Василий Сте­панович Завойко.

22 февраля 1850 года последовал приказ N955 начальника Главного мор­ского штаба: «По случаю упразднения Охотского порта и образования Камчатской области — Охотский флотский экипаж, Охотскую мастеровую роту и Петропавловскую флотскую роту соединить в один общий состав под названием 46 флотского экипажа».

Штат экипажа был утвержден 14 мар­та 1851 года. Предполагалось, что в дальнейшем он будет укомплектовывать­ся солдатскими детьми — выпускниками Петропавловской школы кантонистов, а в случае недостатка — нижними чинами Сибирского линейного батальона.

Военные, определяемые служить на Камчатку, пользовались следующими преимуществами: “при назначении на должность производятся в следующий чин, получают двойные прогоны, полуго­довой оклад того жалования, какое им будет установлено на Камчатке". При увольнении со службы по выслуге 5-лет­него срока беспорочно награждаются чином и пользуются “теми же пособия­ми, какие определены им были при от­правлении на Камчатку".

Для прибывших из Охотска команд не было приготовлено помещение, и поэто­му нужно было строить новые здания, но не было строительного леса. Военный гу­бернатор B.C. Завойко лично осмотрел окрестные леса, отобрал строительные деревья. По доставке леса приступили к постройке новых, более удобных зданий для нижних чинов. В то же время подво­зились в порт песок, глина, кирпичи и тра­ва, употребляемая на крыши домов вмес­то теса. К концу 1852 года было уже построено две казармы с 11 флигелями и два магазина без лишних расходов для казны.

В июле 1854 года экипаж получил новый номер 47. На укомплектование эки­пажа переводились рядовые из сибир­ских линейных батальонов. Они были до­ставлены в Петропавловский порт на транспорте “Двина” 24 июля 1854 года.  И очень скоро 47-му флотскому экипа­жу представилась возможность показать себя в настоящем военном деле. Личный состав экипажа активно участвовал в со­оружении укреплений Петропавловского порта, в отражении нападения англо-фран­цузской эскадры в августе 1854 г. Геройски сражались офицеры, матро­сы экипажа, продемонстрировав отлич­ную боевую выучку, смелость, храбрость, и были удостоены за свой подвиг высо­ких наград: 2-го ранга Александр Васильев, капитан-лейтенанты Василий Кораллов, Петр Гаврилов, князь Дмитрий Максутов были награждены орденом св. Владимира 4-й степени с бантом. Петр Гаврилов служил в 47-м флотском экипаже Камчатской флотилии. Ходил в море на транспорте «Иртыш» командиром. В период обороны Петропавловска в бою 20 августа 1854 года, уже будучи лейтенантом, командовал батареей № 1 на Сигнальном мысе. На вооружении батареи было пять орудий, и в расчетах насчитывалось 64 человека. В бою все воины проявили мужество и героизм. Раненный в ногу и голову, командир не покинул позиции до окончания битвы. 

Из 18 знаков ордена св. Георгия, при­сланных для всех награжденных, семь были вручены 47-му флотскому экипажу. Среди награжденных был и рекрут Сунцов, и квартирмейстеры—Александр Со­леный и Григорий Евстафьев. Одна из улиц города носит имя матроса 47-го флотского экипажа Семена Удалого. Победа, достигнутая в результате сражений в Петропавловске, стала единственной победой России в Крымской войне.

Но вскоре встала необходимость эва­куировать Петропавловский порт — в 1855 году ожида­ли приход более сильной эскадры. В марте 1855 года генерал-губернатор Вос­точной Сибири направил Камчатскому во­енному губернатору предписание перене­сти из Петропавловска в Николаевский порт на устье Амура “всю морскую команду и управления военное и гражданское".

6 апреля 1855 г. все суда вышли в море. Порт покинул и 47-й экипаж, напра­вившись на новое место дислокации в Николаевский-на-Амуре порт.

Нет комментариев. Ваш будет первым!