Век отважных одиночек. Ч.2.
В середине XVIII в. иркутский купец Иван Бечевин организовал несколько промысловых экспедиций на новооткрытые тихоокеанские острова «в восточную сторону от Авачинской губы» (т. е. к востоку от Камчатки).
В январе 1758 г. сибирский губернатор Ф. И. Соймонов даёт Бечевину разрешение на отправку в плавание двух судов, снабдив его специально созданной «запретной» картой с «линией»: на карте были записаны условия ограничений «до которых мест повелено иркутскому купцу Бечевину ходить» и «означено граничною линиею… восточнее которой до указу Сената ходить запрещено». Такие карты и указания составлялись для частных судов с целью «избежать гибели вследствие незнания мест» и иметь представление о том, как строить взаимоотношения с жителями островов. Купец решил одно судно направить на север к Анадырскому заливу, а оттуда, по возможности, «вокруг Чукотских мысов до рек, впадающих в Ледовитый океан», другое — к Алеутским островам.
Однако начавшееся в 1759 г. следствие против Ивана Бечевина лишило его возможности осуществить намеченный план. Камчатская администрация отправила на Алеутские острова в 1760 г. лишь бот «Св. Гавриил» под командой морехода Г. Г. Пушкарева. Он вышел 31 июля из Большерецка, миновал Второй Курильский пролив и 25 сентября прибыл «для зимовки и промыслу зверей» к острову Атка. Здесь произошла его встреча с судном компании С. Красильникова «Владимир». Команды судов провели зимовку и промышляли сообща. «Через зимовку, — писал в своем рапорте Гаврила Пушкарев, — по недаче более тамошними народами промысла и за опасностию от них отправились они с оного Атхи острова на второй по званию Аляска майя 26-числа». Судно Красильникова осталось продолжать промысел.
Во время пребывания у берегов полуострова Аляска, который был принят за остров, Пушкарев и его команда восстановили против себя местных жителей. Опасаясь вполне заслуженного возмездия с их стороны, мореход с наступлением лета ушел к острову Умнак, где продолжал жестоко обращаться с алеутами. Поиски новых земель не дали результатов, и Пушкарев решил возвратиться на Камчатку. 25 сентября 1762 г. бот бурей занесло в небольшую гавань на камчатском побережье, которую назвали Бечевинской.
Несмотря на произвол Пушкарева и его команды в отношении алеутов, значение этого плавания нельзя недооценить. Пушкарев после В. Беринга и А. Чирикова первым достиг северо-западных берегов Америки у полуострова Аляска. Ему удалось открыть несколько удобных гаваней и якорных мест в проливе между островом Унимак и полуостровом Аляска. После плавания Пушкарева представления об этой части Тихого океана и его обитателях значительно расширились. Ценная информация гидрографического характера была широко использована при подготовке экспедиции П. К. Креницына.
Выдающийся вклад в исследование северной части Тихого океана внес в 1760—1764 гг. селенгинский купец Андреян Толстых. Он плавал на Тихом океане с 1747 г. и побывал уже не только на Алеутских, но и на Курильских островах.
27 сентября 1760 г. А. Толстых вышел на судне «Св. Андреян и Наталья» из Нижнекамчатского острога и через двое суток прибыл на остров Беринга, где расположился на зимовку. Летом следующего года он продолжил плавание, и 6 августа судно бросило якорь у острова Атту. Сумев расположить в свою пользу тойона Бакутана, Толстых получил от него двух переводчиков-алеутов и 19 августа направился дальше к «незнаемым островам». Штормы помешали мореходу уйти далеко от островов Ближние. 28 августа, уже в сумерках, стали на якорь у неизвестного острова, который местные жители называли Аях (Адак). После рекогносцировки Толстых решил заняться на острове пушным промыслом. К тому же поблизости оказалось еще несколько островов, на которых также можно было добывать пушнину.
Три года провел А. Толстых на открытых им островах Адак, Каната, Танага, Четхин, Тагалак, Атка и Амля, которые после 1764 г. стали именоваться Андреяновскими. Следовавшие с ним камчатские казаки Петр Васютинский и Максим Лазарев собрали со всех жителей островков ясак и привели их «под власть ея императорскому величеству и в ясашной платеж». А. Толстых, его помощники и остальные члены команды, в отличие от Г. Пушкарева, сумели сразу же установить с населением дружественные отношения. При отплытии русских все тойоны «единогласно объявили, что им и никому никакой обиды, кроме оказуемой приязни чинено не было». На обратный путь тойоны снабдили А. Толстых и его спутников сухой тресковой юколой, а мореплаватели в ответ одарили всех подарками и те «с честию приняв, отбыли в свои домы».
Обратный путь на Камчатку, начавшийся 24 июня, был очень тяжелым, так как штормы почти не прекращались. Промышленники дважды вынуждены были приставать у островов Ближние для производства ремонта. У самого камчатского берега 17 сентября 1764 г. произошло крушение. Люди и груз были спасены. Но путевой журнал с описанием открытых островов и их обитателей через пробитый волнами правый борт вынесло в море, и он утонул. Поэтому донесения Толстых, Лазарева и Васютинского были составлены вторично уже по памяти.
Только за два года промысла (1763—1764), как свидетельствует рапорт А. Толстых от 29 сентября 1764 г., «упромышлено было всею компаниею… бобров 1886, кошлоков (молодых бобров возрастом менее года – Авт.) 778». Кроме того, «при следовании вперед и обратно в 761-ом и в… 764-ом годах… упромышлено песцов голубых и недопесков в том числе отчасти и белых — 532». «Десятая» пошлина с пушнины составила 2130 руб. 39 коп. Был вывезен ясак в размере 911 руб. 50 коп.
Присланные сибирским генерал-губернатором Д. И. Чичериным отчетные материалы с некоторыми вывезенными вещицами и образцами мехов были представлены Екатерине II, которая 2 марта 1766 г. наградила А. Толстых деньгами, а Васютинского и Лазарева — медалями и званием сибирского дворянина.В навигацию 1766 Толстых, командуя ботом “Святой Петр”, при возвращении в Петропавловск потерпел крушение у мыса Шипунский и погиб почти со всей командой.
В октябре 1762 г. С. Г. Глотов, который только что возвратился с открытых им островов Лисьи — Умнака и Уналашки, на судне «Св. Андреян и Наталья» снова вышел в море. Перезимовав на острове Медный, он продолжил путь дальше на восток. 5 сентября Глотов пристал к большому гористому острову на зимовку — «по-тамошнему названию Кадьяку». Толмачи — алеуты, бывшие на судне, не понимали языка жителей острова, и сначала отношения с ними складывались плохо. Местные жители несколько раз нападали на промышленников и даже пытались поджечь судно, но были отогнаны ружейным огнем. Только к весне обитатели острова начали вступать с русскими в торговые отношения. «Тамошния народы, хотя не по всякий день, но в разныя числа довольно к судну приходили, — писал в своем рапорте С. Глотов, —… приносили к нам… лисиц и парошныя бобры, также и из лисиц красных шитыя парки, горностаи и протчее; которыя на… разных цветов корольки (бусины – Авт.) продавали».
При изменившихся обстоятельствах Глотову даже удалось привести двух жителей Кадьяка в русское подданство и получить от них в счет ясака две чернобурые лисицы. 24 мая 1764 г. он покинул остров Кадьяк и направился к островам Лисьи, где занимался пушным промыслом в течение двух лет.
В августе 1766 г. мореход возвратился на Камчатку. Пушнины в этот раз он доставил немного. Более важным результатом экспедиции Степана Глотова было открытие острова Кадьяк, положившее начало освоению русскими островов у северо-западного побережья Америки.
Плавание Андреяна Толстых и Степана Глотова обычно считают последними плаваниями частных предпринимателей, стремившихся проникнуть как можно дальше на восток, открыть как можно больше новых островов и новых промысловых районов. После этих плаваний главную роль в открытиях и описаниях Алеутских островов стали играть экспедиции, организованные правительством России, и экспедиции, посылаемые Российско-Американской компанией.
Промысловые экспедиции отважных «одиночек» в 40—60-х гг. XVIII столетия значительно расширили географические познания о землях в северной части Тихого океана. Был накоплен большой опыт в мореплавании, а «рейсы» между Азией и Америкой стали привычным явлением, несмотря на всю сложность условий плавания.
Литература:
- Кисличенко И.В. Географические открытия русских купцов-промышленников в Тихом океане в 40-60-х гг. XVIII века // «О Камчатке: её пределах и состоянии...», Материалы XXIX научных Крашенинниковских чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2012. — с. 122-125.
- Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока России и Русской Америки (до конца XIXвека). – М.: Наука, 1982.
- История гидрографической службы Российского флота. В 4-х т. Т. 1 – СПб, 1997.
- Макарова Р.В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIIIв. – М.: Наука, 1968.
- Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIIIв. – М.: Наука, 1989.