Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Век отважных одиночек. Ч.2.

Век отважных одиночек. Ч.2.

В середине XVIII в. иркутский купец Иван Бечевин организовал несколько промысловых экспедиций на новооткрытые тихоокеанские острова «в восточную сторону от Авачинской губы» (т. е. к востоку от Камчатки). 

В январе 1758 г. сибирский губернатор Ф. И. Соймонов даёт Бечевину разрешение на отправку в плавание двух судов, снабдив его специально созданной «запретной» картой с «линией»: на карте были записаны усло­вия ограничений «до которых мест повелено иркутскому купцу Бечевину ходить» и «означено граничною линиею… восточнее которой до указу Се­ната ходить запрещено». Такие карты и указания составлялись для частных судов с целью «избежать гибели вследствие незнания мест» и иметь представление о том, как строить взаимоотношения с жителями островов. Купец решил одно судно направить на север к Анадырскому заливу, а оттуда, по возможности, «вокруг Чукотских мысов до рек, впадающих в Ледовитый океан», другое — к Алеутским островам.

Однако начавшееся в 1759 г. следствие против Ивана Бечевина лишило его возможности осуществить намеченный план. Камчатская админист­рация отправила на Алеутские острова в 1760 г. лишь бот «Св. Гавриил» под командой морехода Г. Г. Пушкарева. Он вышел 31 июля из Большерецка, миновал Второй Курильский пролив и 25 сентября прибыл «для зимовки и промыслу зверей» к острову Атка. Здесь произошла его встре­ча с судном компании С. Красильникова «Владимир». Команды судов провели зимовку и промышляли сообща. «Через зимовку, — писал в сво­ем рапорте Гаврила Пушкарев, — по недаче более тамошними народами промысла и за опасностию от них отправились они с оного Атхи острова на второй по званию Аляска майя 26-числа». Судно Красильникова осталось продолжать промысел.

Во время пребывания у берегов полуострова Аляска, который был принят за остров, Пушкарев и его команда восстановили против себя ме­стных жителей. Опасаясь вполне заслуженного возмездия с их стороны, мореход с наступлением лета ушел к острову Умнак, где продолжал же­стоко обращаться с алеутами. Поиски новых земель не дали результатов, и Пушкарев решил возвратиться на Камчатку. 25 сентября 1762 г. бот бу­рей занесло в небольшую гавань на камчатском побережье, которую на­звали Бечевинской.

Несмотря на произвол Пушкарева и его команды в отношении алеу­тов, значение этого плавания нельзя недооценить. Пушкарев после В. Бе­ринга и А. Чирикова первым достиг северо-западных берегов Америки у полуострова Аляска. Ему удалось открыть несколько удобных гаваней и якорных мест в проливе между островом Унимак и полуостровом Аляска. После плавания Пушкарева представления об этой части Тихого океана и его обитателях значительно расширились. Ценная информация гидро­графического характера была широко использована при подготовке экс­педиции П. К. Креницына.

Выдающийся вклад в исследование северной части Тихого океана внес в 1760—1764 гг. селенгинский купец Андреян Толстых. Он плавал на Ти­хом океане с 1747 г. и побывал уже не только на Алеутских, но и на Ку­рильских островах.

27 сентября 1760 г. А. Толстых вышел на судне «Св. Андреян и На­талья» из Нижнекамчатского острога и через двое суток прибыл на ост­ров Беринга, где расположился на зимовку. Летом следующего года он продолжил плавание, и 6 августа судно бросило якорь у острова Атту. Сумев расположить в свою пользу тойона Бакутана, Толстых получил от него двух переводчиков-алеутов и 19 августа направился дальше к «не­знаемым островам». Штормы помешали мореходу уйти далеко от остро­вов Ближние. 28 августа, уже в сумерках, стали на якорь у неизвестного острова, который местные жители называли Аях (Адак). После рекогнос­цировки Толстых решил заняться на острове пушным промыслом. К тому же поблизости оказалось еще несколько островов, на которых также можно было добывать пушнину.

Три года провел А. Толстых на открытых им островах Адак, Каната, Танага, Четхин, Тагалак, Атка и Амля, которые после 1764 г. стали име­новаться Андреяновскими. Следовавшие с ним камчатские казаки Петр Васютинский и Максим Лазарев собрали со всех жителей островков ясак и привели их «под власть ея императорскому величеству и в ясашной платеж». А. Толстых, его помощники и остальные члены команды, в отличие от Г. Пушкарева, сумели сразу же установить с населением дру­жественные отношения. При отплытии русских все тойоны «единогласно объявили, что им и никому никакой обиды, кроме оказуемой приязни чи­нено не было». На обратный путь тойоны снабдили А. Толстых и его спутников сухой тресковой юколой, а мореплаватели в ответ одарили всех подарками и те «с честию приняв, отбыли в свои домы».

Обратный путь на Камчатку, начавшийся 24 июня, был очень тяже­лым, так как штормы почти не прекращались. Промышленники дважды вынуждены были приставать у островов Ближние для производства ре­монта. У самого камчатского берега 17 сентября 1764 г. произошло кру­шение. Люди и груз были спасены. Но путевой журнал с описанием от­крытых островов и их обитателей через пробитый волнами правый борт вынесло в море, и он утонул. Поэтому донесения Толстых, Лазарева и Васютинского были составлены вторично уже по памяти.

Только за два года промысла (1763—1764), как свидетельствует ра­порт А. Толстых от 29 сентября 1764 г., «упромышлено было всею компаниею… бобров 1886, кошлоков (молодых бобров возрастом менее года – Авт.) 778». Кроме того, «при следовании вперед и обратно в 761-ом и в… 764-ом годах… упромышлено песцов голубых и недопесков в том числе отчасти и белых — 532». «Десятая» пошлина с пушнины составила 2130 руб. 39 коп. Был вывезен ясак в размере 911 руб. 50 коп.

Присланные сибирским генерал-губернатором Д. И. Чичериным от­четные материалы с некоторыми вывезенными вещицами и образцами мехов были представлены Екатерине II, которая 2 марта 1766 г. награди­ла А. Толстых деньгами, а Васютинского и Лазарева — медалями и зва­нием сибирского дворянина.В навигацию 1766 Толстых, командуя ботом “Святой Петр”, при возвращении в Петропавловск потерпел крушение у мыса Шипунский и погиб почти со всей командой.

В октябре 1762 г. С. Г. Глотов, который только что возвратился с открытых им островов Лисьи — Умнака и Уналашки, на судне «Св. Андреян и Наталья» снова вышел в море. Перезимовав на острове Медный, он продолжил путь дальше на восток. 5 сентября Глотов пристал к большому гористому острову на зимовку — «по-тамошнему названию Кадьяку». Толмачи — алеуты, бывшие на судне, не понимали языка жителей острова, и сначала отношения с ними складывались плохо. Местные жители несколько раз нападали на промышленников и даже пытались поджечь судно, но были отогнаны ружейным огнем. Только к весне обитатели острова начали вступать с русскими в торговые отношения. «Тамошния народы, хотя не по всякий день, но в разныя числа довольно к судну приходили, — писал в своем рапорте С. Глотов, —… приносили к нам… лисиц и парошныя боб­ры, также и из лисиц красных шитыя парки, горностаи и протчее; которыя на… разных цветов корольки (бусины – Авт.) продавали».

При изменившихся обстоятельствах Глотову даже удалось привести двух жителей Кадьяка в русское подданство и получить от них в счет яса­ка две чернобурые лисицы. 24 мая 1764 г. он покинул остров Кадьяк и на­правился к островам Лисьи, где занимался пушным промыслом в тече­ние двух лет.

В августе 1766 г. мореход возвратился на Камчатку. Пушнины в этот раз он доставил немного. Более важным результатом экспедиции Степа­на Глотова было открытие острова Кадьяк, положившее начало освоению русскими островов у северо-западного побережья Америки.

Плавание Андреяна Толстых и Степана Глотова обычно считают по­следними плаваниями частных предпринимателей, стремившихся про­никнуть как можно дальше на восток, открыть как можно больше новых островов и новых промысловых районов. После этих плаваний главную роль в открытиях и описаниях Алеутских островов стали играть экспеди­ции, организованные правительством России, и экспедиции, посылаемые Российско-Американской компанией.

Промысловые экспедиции отважных «одиночек» в 40—60-х гг. XVIII столетия значительно расширили географические познания о землях в северной части Тихого океана. Был накоп­лен большой опыт в мореплавании, а «рейсы» между Азией и Америкой стали привычным явлением, несмотря на всю сложность условий плавания.

Литература:

  1. Кисличенко И.В. Географические открытия русских купцов-промышленников в Тихом океане в 40-60-х гг. XVIII века // «О Камчатке: её пределах и состоянии...», Материалы XXIX научных Крашенинниковских чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2012. — с. 122-125.
  2. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока России и Русской Америки (до конца XIXвека). – М.: Наука, 1982.
  3. История гидрографической службы Российского флота. В 4-х т. Т. 1 – СПб, 1997.
  4. Макарова Р.В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIIIв. – М.: Наука, 1968.
  5. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIIIв. – М.: Наука, 1989.
Нет комментариев. Ваш будет первым!