Наследник великого дела

Наследник великого дела

Первое русское кругосветное плавание под руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна  открыло целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом. Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации. Один из участников первого русского кругосветного плавания Отто Евстафьевич Коцебу, 230 лет со дня рождения которого исполняется 19 декабряплававший в качестве кадета на корабле «Надежда», впоследствии ещё дважды сам осуществил не менее интересные и значимые кругосветные плавания. 

Родился будущий мореплаватель и Георгиевский кавалер в г. Ревель (ныне Таллинн, в Эстонии) в дворянской семье. После окончания Кадетского корпуса в Санкт – Петербурге участвовал в Первой русской кругосветной экспедиции И.Крузенштерна (1803 – 1806) в качестве кадета на шлюпе «Надежда». Такое везение объяснялось одним жизненным обстоятельством: Крузенштерн был братом мачехи Коцебу. В 1808—09 гг. Коцебу в чине мичмана сражался со шведами, а затем служил на Балтийском флоте. В 1815—1818 гг. молодой лейтенант возглавил кругосветную экспедицию, организованную на частные средства графа Ф.П.Румянцева, государственного канцлера и мецената. Экспедиции были поставлены задачи отыскания начала Северо-Западного прохода от Берингова пролива мимо северных берегов Америки в Европу, а также уточнения местоположения ряда островов в тропической части Тихого океана и проведения в ходе плавания ряда научных наблюдений. Специально для путешествия был построен небольшой бриг «Рюрик», водоизмещением 180 тонн. Корабль вышел из Кронштадта 30 июля 1815 г. и взял курс к берегам Бразилии, а затем к мысу Горн. Там во время одного из штормов огромная волна едва не смыла Коцебу в море. Он чудом спасся, ухватившись за канат. После посещения гавани Консепсьон в Чили «Рюрик» в конце марта 1816 г. бросил якорь у о. Пасхи. Отсюда корабль в начале апреля прошел к архипелагу Туамоту, где Коцебу открыл атоллы Румянцева (Тикеи), Спиридова (Такапото), цепь коралловых островов Рюрика (Арутуа), острова Крузенштерна (Тикахау).

Затем Коцебу направился к островам Пенрин, а оттуда — к Маршалловым островам, где в северной части открыл две группы островов, названные им островами Кутузова и Суворова. Дальше корабль пошел без остановок к берегам Камчатки. В Петропавловске-Камчатском бриг был обшит медью для плавания во льдах северных морей. Отсюда Коцебу направился в Берингов пролив, где у западного берега Аляски открыл залив, названный его именем. Мореплаватель описал и нанес на карту берега залива, обследовал Алеутские острова. Из-за сложной ледовой обстановки Коцебу осенью 1816 г. прошел в порт Сан-Франциско, а затем на Гавайские острова и в воды Океании. Там он посетил Маршалловы острова, установив наличие в них двух параллельных цепей — Радак и Ралик, а также провел океанографические и этнографические исследования.

В конце марта 1817 г. Коцебу решил вернуться и продолжить исследования у северо-западных берегов Америки. Однако по пути «Рюрик» едва не погиб во время шторма, а сам капитан при этом получил серьезные травмы груди. Корабль ушел на ремонт в Манилу. Оттуда в августе 1818 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт. За это плавание Коцебу был награжден орденами и получил чин капитан-лейтенанта.

В 1823—26 гг. Коцебу совершил новое кругосветное плавание на шлюпе «Предприятие». Экспедиция была организована Российско-Американской компанией для доставки различных грузов на Камчатку и в русские колонии в Северной Америке, а также проведения попутно океанографических исследований. Корабль покинул Кронштадт 9 августа 1823 г. Обогнув мыс Горн, Коцебу в конце января 1824 г. прибыл в чилийский порт Консепсьон, а затем по пути через Тихий океан посетил архипелаг Туамоту, о. Таити, острова Самоа. Затем через Петропавловск-Камчатский судно прибыло в Ситху, откуда проследовало в Сан-Франциско и на Гавайские острова. Ученые экспедиции вели обширные океанографические, антропологические и зоологические исследования. Были уточнены сведения о ряде островов, на карте мира появились новооткрытые острова Предприятия, Беллинсгаузена, Римского-Корсакова, Эшшольца. На обратном пути корабль обогнул Африку и 22 июля 1826 г. прибыл в Кронштадт. За это плавание Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга. С 1827 г.  он продолжал службу на флоте на береговых должностях до 1830 г., когда по состоянию здоровья в возрасте 42 лет и в чине капитана 1-го ранга был уволен в отставку.

Результаты двух своих кругосветных плаваний Отто Коцебу изложил в монографиях «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив… на корабле «Рюрике» (ч. 1—3, 1821—23) и «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие...» (1828), переведённых на ряд европейских языков. В них, помимо географических сведений, он привёл этнографические данные о чукчах и эскимосах Аляски, а также о жителях ряда островов Тихого океана. Последние годы жизни моряк провел в Эстонии, где после тяжелой и продолжительной болезни  умер на мызе Триги.

Именем Коцебу назван залив в Чукотском море, у западного берега Аляски, гора на Аляске и атолл в Тихом океане.

Литература:

1. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути: в 4-х томах  — М.: Морской транспорт, 1956. — Т. I. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века. 

2.  Ветер веков в парусах России: посвящается 300-летию Российского флота, 300-летию присоединения Камчатки к России: рассказы о мореплавателях, каталог портретов, карты Камчатки: [учеб. пособие] / портретная галерея «Скрижали Камчатки»; [сост.: А. Белашов, И. Витер; автор предисл. А. И. Белашов]. — Петропавловск-Камчатский: изд. центр типографии СЭТО-СТ, 1996. — 184 с.

Нет комментариев. Ваш будет первым!