Художник об истории создания картины

Художник об истории создания картины

Картина, о которой идет речь - «Белая Россия. Исход» 992-1994 гг. Холст, масло. 252 x 440 см., БЕЛЮКИНа Дмитрия Анатольевича (р. 1962).

«Замысел этой картины возник у меня ещё в институтские годы, и потом, где бы я ни был – во время службы в армии, при росписи храма в Новосибирске, поездке в Ростов-на-Дону – я старался найти тех, кто мог бы стать её персонажами. Юношеский размах задуманного был ещё шире, чем у моего любимого КОРИНА в «Руси уходящей»: показать не только духовенство и монашество, но и другие сословия России, которым новая власть отказала в праве на существование. Это офицеры и рядовые армии и новой гвардии – корниловских и дроздовских полков, купечество, артистическая богема, гимназисты и лицеисты, депутаты Госдумы и сановники Двора, профессора, поэты и сёстры милосердия. И.А. БУНИН в шляпе стоит вдалеке, слева у трубы, остальные – собирательные типы людей, олицетворяющие собой образ русского человека, навсегда уходящий в прошлое.

Для меня всегда очень важна деталь – это дополнительный рассказ о персонаже или событии. Епитрахиль у полкового батюшки древняя, эпохи первой русской смуты XVII века, полулатаная и бережно передаваемая от священника к священнику, она прошла много войн и видела множество смертей. Надетая на подрясник, она говорит о только что совершенном Таинстве исповеди умирающего полковника в бекеше с седлом под головой. Хотелось бы, чтобы зритель не торопился, не убегал от полотна, а постепенно погружаясь в него, находил какие-то новые детали, незаметные поначалу. В классической живописи существует много почти утраченных ныне секретов и приёмов как «заставить» глаз зрителя вернуться к нужному смысловому образу или детали.

Ещё о деталях в картине. Наверное, многие заметили дыры в обшивке корабля, говорящие о том, что по нему стреляли с берега. Без комментариев можно также оставить стреляные гильзы на палубе и брошенную в суматохе куклу… Но часть важных деталей поверхностный взгляд может упустить или проскочить, не расшифровав. Например, седла, взятые с собой казаками и кавалеристами и уже совершенно не нужные на чужбине, уздечки и даже переметные сумы и кобуры, набитые овсом, для оставленных на берегу верных товарищей-коней. А вот при полном параде старый генерал-адъютант с Анненской лентой, насильно впихнутый родными на корабль. Может быть, он спокойно готовился встретить смерть дома, не видя своей вины перед Родиной, которой служил всю жизнь… Среди толпы выглядывают околыши и тульи фуражек Александровского (того самого Царскосельского) Лицея и Императорского человеколюбивого общества, материально поддерживавшего революционеров в ссылках. Можно ещё и ещё продолжить этот список…»
Иван БУНИН покинул Россию в феврале 1920 г. В эмиграции он написал «Окаянные дни», проникнутые отчаянием, тоской, ощущением бессмысленности происходящего, сарказмом, ненавистью, пониманием, что «гибнет вся прелесть России».
Белюкин: «Я писал этих людей не по старым фотографиям. Мне позировали мои современники, москвичи: врачи, священники, природные казаки… Я заканчивал свою работу осенью 1993 года, когда Белый дом обстреливали танки. Мастерская находилась недалеко от гостиницы «Украина», и в её окна залетали шальные пули. Правда, ни одна из них не попала в холст...» Вот таким неожиданным образом проявилась связь времён.

Источник:

  1. the-morning-spb.livejournal.com/2016/03


Нет комментариев. Ваш будет первым!