Первая и легендарная

Первая и легендарная

Порт Петропавловск, основанный участниками экспедиции Беринга, многие годы служил базой для исследования морей. С 1804 по 1848 годы он принял 25 кругосветных экспедиций. В списке знаменитых российских мореплавателей, приводивших свои шлюпы, корветы, бриги и транспорты в Авачинскую губу в первой половине XIXвека, золотой строкой вписано имя  Ивана Фёдоровича Крузенштерна, возглавившего первую российскую кругосветную экспедицию, 215 лет назад  посетившую порт Петропавловск на Камчатке. 

Будущий мореплаватель, исследователь Тихого океана, учёный – гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почётный член Петербургской Академии Наук Иван Фёдорович Крузенштерн родился в Северной Эстонии в 1770 году в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793 — 1799 годах служил волонтёром на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно – Китайском море. По возвращении на родину Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске, доказывая его необходимость. Наконец в июле 1802 года было решено организовать кругосветную экспедицию. Началась подготовка к плаванию, высокое предназначение которого осознавалось всеми, а в первую очередь — начальником экспедиции Иваном Фёдоровичем Крузенштерном. «Удача в первом сего рода опыте,- писал он, — казалось, была необходима, ибо в противном случае соотечественники мои были бы, может быть, ещё долгое время от такого предприятия воспящены, завистники же России, по всему вероятию, порадовались бы такой неудаче».

Летом 1803 года Крузенштерн вышел из Кронштадта на двух шлюпах – «Надежда» (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и «Нева» (капитан Юрий Лисянский). В первое «кругоземное» плавание были подобраны лучшие офицеры Российского флота: будущий адмирал Макар Ратманов; мичман Фаддей Беллинсгаузен, впоследствии открывший с М.П. Лазаревым Антарктиду; будущий кругосветный мореплаватель и океанограф кадет Отто Коцебу; мичман Василий Берх и многие другие. Некоторые из этих имён навечно остались на картах Тихого океана.

Главной целью плавания было исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения Тихоокеанского флота. В  марте1804 года суда обогнули мыс Горн и через три недели разошлись, чтобы встретится вновь только в ноябре 1805 года в порту Макао. 15 июля 1804 года Крузенштерн на шлюпе «Надежда», «закрыв» по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в порт Петропавловск. Первый российский корабль, совершивший плавание с Балтики на Тихий океан, бросил якоря в гавани Петропавловской, неподалёку от длинной песчаной косы. Именитым гостям был оказан должный приём. «Ни один корабль прежде, — писал Крузенштерн, — не выходил из здешнего порта с таким хорошим и достаточным запасом…».

После посещения Петропавловска Крузенштерн доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. В мае 1805 года моряки с фрегата «Надежда» в знак уважения к памяти сподвижника Кука Чарльза Клерка соорудили на месте его погребения в Петропавловске деревянный обелиск, положив этим начало славной традиции увековечивания памяти своих предшественников и сподвижников по «морскому делу». Летом Иван Фёдорович продолжил съёмочные работы, впервые засняв около 1000 км. берегов Сахалина. В конце лета 1806 года экспедиция, внеся огромный вклад в науку, вернулась в Кронштадт. Первое кругосветное плавание русских моряков на кораблях «Надежда» и «Нева» положило начало другим русским «кругосветкам», принесшим отечественной науке всемирную славу.

Литература:

1. Ветер веков в парусах России : посвящается 300-летию Российского флота, 300-летию присоединения Камчатки к России: рассказы о мореплавателях, каталог портретов, карты Камчатки: [учеб. пособие] / портретная галерея «Скрижали Камчатки»; [сост.: А. Белашов, И. Витер; автор предисл. А. И. Белашов]. — Петропавловск-Камчатский: изд. центр типографии СЭТО-СТ, 1996. — 184 с.

2.  Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4-х т./ Под ред. Я.Я. Геккеля, А.М. Окладникова, М. Б. Черненко. — М.: Морской транспорт, 1956. — Т. I. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века. 

3. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока России и Русской Америки (до конца XIXвека). М.: Наука, 1982.

Нет комментариев. Ваш будет первым!