Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Осенины - осенние русские народные праздники. Часть 1.

Осенины - осенние русские народные праздники. Часть 1.

Осенние празднества открывают нам занимательную картину обычаев и поверий, определяемых климатом и местностью России. У славян начало осени – сентябрь – известен был под именем реуна, ревуна – от рева ветров, которые начинают дуть с этого времени; желтого – от желтеющих в эту пору листьев на деревьях. Вся неделя (1-8 сентября) называется Семинскою, т.е. по день Рождества Богородицы. С 1 сентября наступает осень, начинают «засиживать «вечера», в деревнях бабы принимаются за пряслицы и за веретена, мнут и треплют пеньку, моют ее, стелют лен.

С Семена дня в деревнях, кроме посиделок, сопровождаемых, по большей части, песнями и сказками, делаются «опашки, братчины, ссыпчины», где всем миром варится пиво и стряпается кушанье для пиршества.

Праздник «Осенняя родительская» существовал с древнего мира под разными образами у разных племен: гробницы и могилы почитались стражами земли, памятниками человека, безмолвными свидетелями, а погребение – как бы сочетанием человека с землею, его матерью и кормилецей. Этот праздник сопровождался молитвами и приношениями об усопших и основан на веровании в чистилище.

Осениною в старом русском языке называлась осень. В Великой Руси осень была самой удобной порою торжественных и важнейших в семейном и общественном быту обрядов, каковы: свадьбы и поминки и т.п. С окончанием полевых работ, доставляющих поселянину продовольствие на целый год, начинается Родительская и веселые пиры или свадьбы. В разных местах России свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны. Нигде так не проявляется народность и древний ее быт, как в актах русской свадьбы. Кроме песен, на свадьбах играли в трубы и сурны (на состоятельных свадьбах). Важнейшим символом бракосочетания является русский свадебный каравай.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

Осенью кисель, да блины, а весною сиди, да гляди.

Осенью и у воробья мир.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Весною дождь парит, осенью мочит.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Весной, что рекой прольет – капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду, хоть ведром черпай.

Осень велика, зима долга.

Не будь в осень тароват, будешь к весне богат.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень всех наградила, все загубила.

Теплая осень – к долгой зиме.

Осенью серенько утром, так жди красного денька.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя.

Появились опенки – лето кончилось.

Хлебород – перед строгой зимой.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу будет много, а низко – так малы снега будут.

Куры начинают линять рано осенью – к теплой зиме.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.

Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.

Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме.

Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья и соломы – зима предстоит холодная.

Сентябрь, хмурень, ревун, зоревник.

Слово сентябрь или сентемврий не русское слово, оно пришло к нам от Византии. Наши предки называли его: рюин и рюен, грудень, вресень, вржесень, кимовц, деветник, косаперск, маломешняк, ревун.

1 сентября в замосковных селениях называется «бабьим летом». Там говорят: «Бабье лето восемь дней». Это лето известно у чехов, сербов, малоруссов и поляков. В некоторых местах этот день называют «луковым днем». Там в это время вырывают с гряд лук и чеснок. По погоде бабьего лета судят поселяне об осени.

Холоден сентябрь, да сыт.

Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

В сентябре синица просит осень в гости.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

В сентябре держись крепче за кафтан.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптях.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

У мужика в сентябре только и те праздники, что новые новины.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель не сгонит.

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.

Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

1 сентября – Андрей Стратилат – тепляк.

Бабье лето. В степных местах наблюдают в этот день течение ветра; если дует с юга, тогда говорят: «Пошли овсы на спех».

Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса.

4 сентября – Агафон – огуменник.

Полагают, что этого числа в ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам.

Мужики выходят стеречь гумна в тулупе наизнанку, с кочергой. Леший не только проказит, пугает, водит людей по лесу, он нередко помогает человеку, особенно если тот его чем-то кважил.

5 сентября – Луппа – брусничник.

Святого Луппа – мороз овсы лупит.

Начинают утренники, вредные для овса и льна, и потому спешат убирать тот и другой.

На Луппа брусника поспела, и овес отбронял (дошел).

Если доспевает брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться.

Журавли летят низко, быстро, молчком – жди скорого ненастья.

8 сентября – Наталья – овсянница.

В этот день варят овсяный кисель, да пекут блины.

Убирают овес (скашивают) и поют:

В поле жала и вязала

Я овес зелененький.

Три разка поцеловала,

Мил пошел веселенький.

Я люблю овес косить,

Когда овес зелененький.

Я люблю с дружком сидеть,

Когда дружок веселенький.

Я люблю дожинать

Овес – широки полосы.

Я любила завлекать

Кудрявы русы волосы.

Жала, жала я овес,

Перешла на гречу.

Если милого увижу –

Я к нему навстречу.

В старину проводил простой люд очень весело овсяницу. Косари, собравшиеся в этот день для косьбы овса, носили в виде чучела овсяный сноп и получали подарки и угощения. Все пели:

Вы звоните, звоны, Видит наше око,

Во всем чистом поле! Что край недалеко.

Взвеселите господыню – Как до края дожнемся,

Мы обжали ей ниву. Так горелочки напьемся.

А, обжавши ниву, Пирогов наедимся,

Горелочки захотели. Песен напоемся.

10 сентября – Анна и Савва – скирдники.

Спешат убрать хлеб в скирды, поют:

Завтра праздник – Иванов день, При народе сестрицей назовет

Послезавтра – Александров день, Без народа – сударушкой,

Мой – от миленькой гулять пойдет, Задушевной любушкой.

Меня, девушку, с собой возьмет,

11 сентября –Иван – постный, полетний.

Иван постный пришел, лето красное ушел.

С Ивана постного убирали репу.

«Репный» праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников.

14 сентября – Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен — день. Марфа.

Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.

Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой.

Дни с Семена-дня по 21 сентября называются бабьим летом. Бабье лето ненастно – осень сухая.

С Семена-дня начинались засидки, то есть работа в избах при огне.

В течение долгих веков сохранялся обычай на день семена сажать на коня мальчика «при переходе от младенчества (по четвертому году)».

С Семена-дня до Гурия – все равно, что дровней просить: не дадут в одном месте, дадут в другом.

Переходы в Семен-день на новоселье – счастье и веселье.

15 сентября – Мамонт-овчарник. Федот и Руфина.

Федот и Руфина – не выгоняй со двора скотину: выгонишь – беду нагонишь.

После окончания всех полевых работ полная свобода дается парням, на долю которых выпало идти в рекруты. До самого набора (обычно в ноябре) они освобождались от работ, гуляли в нарядной, праздничной одежде, поочередно ходили друг к другу в гости.

Рекруты пели на гуляньах:

Вы прощайте, девки, бабы,

Нам теперя не до вас.

Нам теперя не до вас,

Нам подходит горький час –

Нам в солдатушки сейчас.

Милашку замуж отдадут.

Неужели это будет

Переменушка в году:

Шапку с номером наденут

На головушку мою?

Меня в солдаты, молодца,

Милашку замуж за вдовца.

Меня в солдаты на пять лет,

Милашку замуж на весь век.

Погуляйте-ка, ребята,

Погуляйте, молодцы

Пока не сданы в солдаты –

Дали волю нам отцы.

Поиграй, моя гармонья,

Пока не разбитая,

Погуляй, моя головка,

Пока не забритая.

Дай-ка, тетя, разгуляться,

Нам недолго вместе жить:

Тебе дома оставаться,

Мне в солдатушках служить.

Погуляемте, ребята,

По своим деревенькам,

Скоро, скоро нас разгонят

По чужим губеренькам.

21 сентября – Рождество Богородицы. Осенины. Оспожнинки.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновляется в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали.

Луков день – собирают лук с гряд.

Женщины встречают осень у воды.

К новобрачным идет в гости родня.

Оспожнинки – это, по существу, праздник урожая, который справляется иногда в течение целой недели. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник.

21 сентября на торжество (рождество) Богородицы исполнялась игровая песня.

Вейся, ты хмель,

Перевейся,

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Приволье большое!

А приволье-то большое,

Мужики богаты!

Что мужика – то богаты,

Каменны палаты!

Что каменны палаты,

Двери золотые,

Что лаковки литые!

Народ встречает «Осенины» играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать «матушку-осенину» с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. В некоторых местностях в этот день к новобрачным сходились все родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин выводил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.

23 сентября – Петр – Павел – рябинники.

Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая.

С этим днем связана тема частушек:

Я рябинушку ломала,

Со рябины пала кисть,

Правой рученькой махала:

Приходи рябину ись!

Пойду в сад поотломаю

Красную рябинушку.

Завлеку – гулять не буду

Пусть походит зимушку.

Я рябинушку ломала,

Только ветку сорвала.

Много с милым не гуляла,

Только славу нажила.

Я пойду да помолюся

У рябинушки пустой:

Ты спаси, меня, рябинушка,

От славушки пустой.

27 сентября – Воздвиженье.

Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня, так или иначе связаны со словом «двигаться», от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника, давшее название дню 14 (27) сентября.

Воздвиженье – хлеб с поля на гумно движется.

Воздвиженье – последняя копна с поля двинулась.

Пришло Воздвиженье – кафтан с шубой сдвинулся, а шапка надвинулась.

В этот день медведь залегает в берлогу.

По народному преданию на праздник Воздвиженье «гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны».

Туда же улетают и ласточки.

В день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты, соблюдали пост.

С Воздвиженья начинали рубить капусту, Молодежь запевала вечеринки-капустники и посиделки.

28 сентября – Никита – гусеперелет, гусарь, гусятник, репорез.

Гуси летят в отлет.

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

С этого дня начинают срезывать репу, бить домашних гусей. С этого дня начинают стричь овец. В этот день проводят гуляния и устраивают ярмарки.

30 сентября – Софья, Вера, Надежда, Любовь всесветные бабьи именины.

Литература:

1. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. — Л.: Лениздат, 1982. — 159 с.

2. Русские народные праздники и обряды. — Петропавловск — Камчатский: Полярная звезда, 1982. — 141 с.

3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991. — 496 с.

Нет комментариев. Ваш будет первым!