Моцарт русской поэзии
«Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».
Борис Пастернак
Творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина — одна из неотъемлемых составляющих нашего национального самосознания. Его поэтическое слово окрыляет и лечит душу, помогает нам выстоять в самых сложных условиях, которыми богата русская история. «Есенин — это сама Россия», — очень точно сказал Ю.Л. Прокушев. «Только глубоко национальный художник, — писал он, — способен через себя, через авторское «я», мир своих мыслей и чувств раскрыть характер народа и выразить пафос своего времени, его историческую суть».
В день, когда в Италии узнали о смерти Есенина (под самый Новый год), Горький погрузился в тихую задумчивость и даже не вышел к обеду. Наутро Максим сгонял на мотоцикле за свежими московскими газетами. В них сообщались кое-какие подробности…
Нелепость внезапного известия усугублялась тем, что именно нынешним летом между Горьким и Есениным наладилась регулярная переписка. В июле от поэта пришло большое прочувствованное письмо с таким признанием: «Скажу Вам только одно, что вся Советская Россия всегда думает о Вас, где Вы и как Ваше здоровье. Оно нам очень дорого». А всего месяц назад от Есенина пришло письмо, в котором он, помимо прочего, сообщал, что весной непременно приедет в Италию, в Сорренто. И — вот вместо Неаполитанского залива — петлю на шею! Да что же там происходит, в этой разнесчастной России, если ее лучшие поэты так внезапно и столь нелепо заканчивают жизнь?!
Алексей Максимович прекрасно помнил первое появление Есенина в литературных салонах Петербурга-Петрограда. Рязанский парнишечка с золотыми кудрями, как у сказочного Леля, в шелковой голубой рубашке с пояском и в лапоточках, застенчивый, легко краснеющий от неумеренных похвал. Столичная публика безмерно им восторгалась, носила его на руках. Еще бы, настоящий русский самородок, от самой матушки-земли, от рязанского чернозема! Скоро, однако, лапти и рубашечку сменили цилиндр и моднейшая крылатка, лакированные штиблеты и густая пудра на припухшем лице. И появилось омерзительное окружение, все эти Мариенгофы и Шершеневичи, Рюрики Ивневы и Кусиковы, плотно облепившие поэта Божьей милостью. Бездарные и наглые, завистливые и жадные, они провозгласили Есенина своим знаменем и, непризнанные «творцы нового», принялись его именем завоевывать себе популярность.
Алексей Максимович, слушая хриплый голос Есенина, украдкой смахивал невольные слезы. «Будто я весенней, гулкой ранью проскакал на розовом коне…» Кто, когда, в какой земле способен сравняться с такой способностью распахнуть до самого донышка свою национальную душу? Нет, не находилось подходящих слов, чтобы выразить всю боль от кровавых московских новостей! Еще один…
Уже сразу после его трагической гибели о Есенине заговорили как о поэте национального масштаба. Редкостный соловьиный дар Есенина напоминал необработанный алмаз необыкновенной красоты.
Использованные источники:
1.Есенин. Ру: Официальный сайт.- URL: http://www. https://esenin.ru(дата обращения: 26.09.2020).
2.Редкий документальный фильм. Вся правда о Сергее Есенине.- youtu.be/bm92YdEJSBw (дата обращения: 15.09.2020).
3.Есенин: телевизионный сериал в 11-ти сериях / реж. И. Зайцев, сценар. В. Валуцкий, В. Безруков. — М., 2005.- URL: http://free-tracker.org/6875-esenin-1-11-seriya-20...
4.Я, Сергей Есенин: Поэзия и проза / сост. А.Марченко, худож. Е. Ененко .- М.: Изд-во Эксмо, 2005.-576 с.