Всемирному дню моря посвящается

Всемирному дню моря посвящается

27 сентября Всемирный день моря

Морской воздух и морская вода дают отличное сочетание, оказывающее на организм и настроение человека исключительно положительное влияние. А созерцание бесконечных водных просторов наводит на мысли о вечности, о космосе и пронизывает иной раз душу романтическими нотами. Огромное число людей по всей планете любят море. Не будь этого чувства, не существовал бы сегодня праздник, посвященный величественным водоемам.

Куинджи. Море. 1898-1908

Интересные факты о море:

  • Самую большую площадь на планете имеет Саргассово море. Воды данного водоема занимают территорию в 7 млн. квадратных километров. Антиподом его является Белое море, площадь поверхности которого всего-то 90 тыс. кв. м.
  • Самым мелким на земном шаре морем можно назвать Желтое море. Глубина его не превышает ста метров, однако данный факт не расценен специалистами в качестве причины, по которой указанный водоем следовало бы именовать озером. В противовес Желтому морю Филлипинское море – самое глубокое. 10 тыс. 265 м – именно такие цифры зафиксировали исследователи, изучая его глубину.

И. Репин. Какой простор

  • Есть на нашей планете мало кому известное море Уэдделла. Оно выделяется из всех существующих ныне водоемов подобного толка тем, что воды его прозрачные, кристально чистые и имеют химический состав, весьма похожий на таковой дистиллированной воды. Располагается море Уэдделла не где-нибудь, а близ берегов ледяного континента – Антарктиды. Надо заметить, что прозрачностью может похвастаться и другое море – Средиземное, а еще такой необычный водоем, как Гвианская котловина Атлантики.

Ван Гог. Вид моря близ Ле Сент-Мари-де-ла-Мер, 1888

  • Наиболее соленым морем в мире является Красное море. Имеются у него и другие титулы, например, «самое грязное» и «самое теплое». Но вот что касается непосредственно содержания солей, то Красное море по этому показателю побило все рекорды, перещеголяв даже океаны. Еще одна интересная особенность водоема: отсутствие каких-либо впадающих в него рек. По уровню же соли с Красным морем сравниться может разве что Мексиканский залив, соленость которого выше в 10 раз (на глубине 0,150 км), чем средний показатель воды в морях по всей планете. Самым же пресноводным на Земле ученые называют Балтийское море. И хотя этот водоем находится в «хвосте» рейтинга по содержанию морской соли в водах, по количеству золота он занимает самые высокие позиции.

И. Айвазовский. Девятый вал. 1850

  • Наиболее холодным в мире морем является Восточно-Сибирское. Данный водоем входит в состав Северного-Ледовитого океана, чем и объясняются низкие температуры его вод. Поверхность Восточно-Сибирского моря практически постоянно представляет собой ледяную корку. В южных районах даже летом столбик термометра не поднимается выше +5ºС.

Ханс Гуде. Фьорд в Сандвикене. 1879

  • О том, какое море специалисты именуют самым теплым, уже упоминалось выше. Стоит повториться: речь идет о Красном море. Находится оно между африканским континентом и Аравийским полуостровом. В летнюю пору воды Красного моря прогреваются до +27°С, а в холодное время года – до +20º. Вот почему туристов словно магнитом тянет на побережье этого водоема.

«И блеск, и тень, и говор волн» (А.С. Пушкин)

Тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов.

Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе.



Лондон, Джек. Морскойволк: / Джек Лондон- М.: Эксмо, 2014. — 701, [1] с.

Вниманию читателей предлагается «Морской волк», один из лучших романов Джека Лондона, в свое время бурно встреченный читателями и критиками и ставший модной книжной новинкой. Джек Лондон, с детства мечтавший покорить водные просторы и побывавший-таки моряком, всю свою любовь к морю вложил в этот роман. Здесь много отличных морских пейзажей с клочьями тумана, мощными пассатами, надувающими паруса, и пенящимися волнами, много опасных морских приключений и эпизодов суровой морской работы. Продолжаются приключения и на суше: влюбленных героев ждет робинзонада на уединенном острове, где они будут почти счастливы.

Приключенческая романтика в «Морском волке» соседствует с ницшеанской этикой (и попытками ее развенчать). Сверхчеловек Дж.Лондона — Волк Ларсен, циничный красавец-капитан промысловой шхуны, признающий только силу и не знающий жалости; полуживотное, грубый моряк, которому ничего не стоит убить человека, — и в то же время одинокая душа, читатель Шекспира и Теннисона.



Верн, Жюль. Вокруг света за 80 дней / Жюль Верн. — М.: Эксмодетство, 2016. — 235, [4] с.

Знаменитый роман Жюля Верна об интересном пари, заключенном между путешественником Филеасом Фоггом и его приятелями по лондонскому клубу. Для того, чтобы выиграть и обогнуть земной шар за 80 дней, Фоггу и его слуге Паспарту пришлось пережить увлекательные и опасные приключения, побывать на разных континентах и во множестве стран.

Этот роман Жюля Верна выходит с иллюстрациями Марайя, который наполнил повествование свежим ветром необыкновенных приключений.



Верн, Жюль. Пятнадцатилетний капитан / Жюль Верн. — Челябинск: Юж.-Уральское кн. изд-во, 1977. — 469 с.

Роман известного французского писателя Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» повествует о приключениях юного капитана китобойной шхуны «Пилигрим» Дика Сэнда и его друзей.
Необычайные приключения героев вызываются цепью случайностей и препятствий, мешающих им осуществить первоначальное намерение. Они переживают десятки удивительных приключений в открытом море и в дебрях тропической Африки, куда попали помимо своей воли, из-за злого умысла закоренелого преступника работорговца Негоро. Героический образ юноши, которому в силу сложившихся обстоятельств приходится стать капитаном судна, показывает, что могут сделать ум и храбрость подростка в борьбе с опасностями и трудностями, заставившими его возложить на себя ответственность несвойственную его возрасту.
Всего в 15 лет юный Дик Сэнд волею судеб становится капитаном корабля. На его плечах — ответственность за жизни других людей, включая женщину с ребенком.
«Пятнадцатилетний капитан» — приключенческий роман, в котором отважные юные герои сталкиваются с пиратами, разбойниками, каторжниками и работорговцами и с честью выходят из всех испытаний.



Гарсиа Маркес, Габриель. Рассказчеловека, оказавшегося за бортом корабля / Габриэль Гарсиа Маркес. – М.: Астрель, 153 с.

Море. Неограниченная ничем сила, энергия, способная разрушить и подчинить своей воле что угодно. Его мощь, по сравнению с которой человек – просто букашка, восхищает и пугает. Это тайна, которая вряд ли когда бы то ни было кому-нибудь раскроется полностью. А иногда море – это тишина и спокойствие, умиротворение волн, бескрайняя синева, дарящая ощущение свободы и счастья.

И вот перед нами история человека, который остается единственным выжившим после страшного шторма и кораблекрушения. Он один в открытом море. И он борется за жизнь, а его противник – силы природы. Отчаяние, страх, одиночество, голод и помутнение рассудка. Сможет ли он выжить и добраться до берега? И кем он будет, если его нога все-таки ступит на сушу?


Верн, Жюль. 20 тысяч лье под водой/ Жюль Верн. — М.: Ассоц. «БИМПА», 1992. — 287 с.

В 1870 году, после мучительных поисков героя, названия, сюжета, стиля произведения, Жюль Верн напечатал роман «Двадцать тысяч лье под водой». Из родившегося в 1865 году первого замысла «Путешествия под водой», ставшего сперва «Путешествием под волнами океана», затем «Двадцатью пятью тысячами лье под морями» и, наконец, «Двадцатью тысячами лье под водой», в сознании писателя возник образ Немо. А «Наутилус» — это более чем просто подводная лодка, о существовании которых уже знал Ж.Верн. «Наутилус» капитан Немо — это первая «гражданская подводная лодка», прообраз аппаратов для исследования морских глубин.


Хемингуэй, Эрнест. Старики море: Повесть и рассказы / Эрнест Хемингуэй. — Благовещенск: Хабар. кн. изд-во, 1979. — 159 с.

«Старик и море» — настоящий шедевр Хемингуэя. Повесть посвящена «трагическому стоицизму»: перед жестокостью мира человек, даже проигрывая, должен сохранять мужество и достоинство. Изображение яростной схватки с чудовищной рыбой, а затем с пожирающими ее акулами удачно контрастирует с размышлениями о прошлом, об окружающем мире.


Мартел, Янн. Жизнь Пи / Янн Мартел. — Москва: Эксмо, 2012. — 443, [1] с.

«Жизнь Пи» произвела настоящий культурный взрыв в мировой интеллектуальной среде. Фантастическое путешествие юноши и бенгальского тигра, описанное в романе, перекликается с повестью «Старик и море», с магическим реализмом Маркеса и с абсурдностью Беккета. Книга стала не только бестселлером, но и символом литературы нового века, флагом новой культуры.


Дюма, Александр. Граф Монте-Кристо / А. Дюма. — Санкт-Петербург: Азбука, 2017. — 1259, [1] с.

Сюжет «Графа Монте-Кристо» был почерпнут Александром Дюма из архивов парижской полиции. Подлинная жизнь Франсуа Пико под пером блестящего мастера историко-приключенческого жанра превратилась в захватывающую историю об Эдмоне Дантесе, узнике замка Иф. Совершив дерзкий побег, он возвращается в родной город, чтобы свершить правосудие — отомстить тем, кто разрушил его жизнь. Толстый роман, не отпускающий до последней страницы, «Граф Монте-Кристо» — классика, которую действительно перечитывают.


Теорин, Юхан. Ночной шторм / Юхан Теорин. — Москва: РИПОЛ классик, 2011. — 381, [2] с.

По легенде, этот затерянный на пустынном острове хутор построен из бревен, оставшихся после кораблекрушения. Поэтому рядом с живыми здесь всегда присутствуют мертвые. Катрин и Йоаким приезжают сюда из Стокгольма. Они хотят прожить здесь долгую, счастливую жизнь и вместе вырастить своих детей. Но этим мечтам не суждено сбыться. Однажды при странных и трагических обстоятельствах Катрин погибает. Йоаким не готов смириться со смертью жены. Он ждет ее прихода, он верит, что в ночь перед Рождеством Катрин вернется к своей семье, чтобы отметить этот праздник вместе с близкими. Но Йоаким не знает, что не только призрак умершей Катрин навестит его этой праздничной ночью, он даже не думает о том, что бояться нужно не мертвых. Бояться нужно живых… В конце июля 2010 года роман Юхана Теорина «Ночной шторм» удостоился самой престижной премии в мире детективной литературы — «International Crime Dagger 2010», ежегодно вручаемой Ассоциацией авторов детективной литературы в Лондоне. Премия присуждается за лучший переводной триллер, и в этой номинации Юхан соперничал со Стигом Ларссеном. Члены жюри так обосновали свое решение: «Четыре сюжетные линии закручены вокруг одной таинственной смерти. „Ночной шторм“ — это больше чем мистический триллер, больше чем детектив и больше чем готический роман».


По, Эдгар Аллан. Сообщение Артура Гордона Пима/ Эдгар Аллан По .- Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. — 252, [2] с.


В этой книге, опубликованной в 1838, Эдгар Аллан По, прославленный создатель гротескных фантасмагорий, безумных кошмаров и безупречных логических построений, обратился к излюбленной теме «морских» романов — плаванию в Южные моря. Однако дневник Артура Гордона Пима, пестрящий датами и географическими координатами, повествует не только о рядовых злоключениях морской экспедиции: бунте, кораблекрушении, жестоком голоде и встрече путешественников с коварными и кровожадными дикарями. Путешествие к Южному полюсу становится для героев опытом погружения в Бездну, столкновения со Смертью, встречи с беспредельным Хаосом бытия, заставляющим пережить экзистенциальный Ужас. Фантасмагоричность происходящего, помноженная на эффектную незавершенность истории, побудила Чарльза Ромена Дейка, Жюля Верна и Говарда Филлипса Лавкрафта создать собственные версии — продолжения книги По, а ее лукаво-изощренному, почти модернистскому построению посвятил немало страниц Умберто Эко в своих «Шести прогулках в литературных лесах».


Мердок, Айрис. Море, море/ Айрис Мердок. — Санкт-Петербург: Домино, 2008. — 714, [1] с.

Герой романа Чарлз Эрроуби, режиссер, немного актер и немного драматург, уходит на покой в зените славы. Он отрекается от волшебства театра, чтобы стать отшельником. Правда, он — отшельник-сибарит и живет не в пещере, а в комфортабельной вилле на берегу моря. Профессионал до мозга костей, Эрроуби и здесь не может отказать себе в удовольствии срежиссировать жизнь окружающих его людей в прекрасных декорациях морского пейзажа. «Море, море» — роман о море страстей человеческих.


Баррико, Арександро. Легенда о пианисте/ А. Барикко.- М.: Азбука, 2012.- 128 с.

Алессандро Барикко — один из самых ярких европейских писателей XXI века, автор обошедших весь мир бестселлеров «Шелк» и «Море-океан», лауреат многих престижных литературных премий. Его книга «1900-й. Легенда о пианисте» не только выдержала множество переизданий и была переведена на десятки языков, но и легла в основу знаменитого фильма Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте» с Тимом Ротом в главной роли. Новеченто — 1900-й — это не только цифра, обозначающая год. Так зовут гениального пианиста-самоучку, родившегося на борту океанского лайнера. У него нет ни документов, ни гражданства, ни родственников, только имя, данное кочегаром, нашедшим ребенка. 1900-й никогда не покидал корабля, никогда не ступал на твердую землю. В бурю и в штиль он не отрывается от клавиш. Книга представляет собой драматический монолог, пронизанный удивительной музыкой и океанским ветром. Кажется, что Господь Бог управляет Вселенной, перебирая людские судьбы, как клавиши громадного рояля.

Место действия неизменно — корабль, с которого главный герой-пианист никогда не сходил. Другими словами, место действия — всегда море. «Я должен посмотреть кое-что там, внизу», — сказал он. «Что именно?» Он не хотел говорить об этом, и может даже осознавать это, потому что, когда наконец заговорил, он сказал: «Море». «Море?» «Море».


Брикко, Алессандро. Море-океан/ А. Брикко.- М.: Азбука-Аттикус, 2010.- 224 с.

Громким успехом Алессандро Барикко, одного из ярчайших современных писателей, стал представленный в настоящем издании роман «Море-океан», удостоенный премий Виареджо и «Палаццо аль Боско». В таверне «Альмайер» на берегу океана забавный профессор составляет «Энциклопедию пределов» (где кончается море?..), художник, некогда успешный светский портретист, «пишет море морем», окуная кисть в морскую воду; одна нежная незнакомка приехала сюда излечиться от любви, а другая — излечиться любовью… Они живут, будто впереди у них вечность, и в воздухе разлиты покой, отрешенность, бесконечная усталость души. Тем сильнее потрясение, когда из этого колышущегося волшебного марева выступает ломаный контур жизненной и жестокой истории: горстка одичавших людей на плоту посреди океана — и скользнувший по волнам труп любимой женщины… Так великая любовь побеждает страх перед жизнью и страх перед смертью — но сама побеждается жаждой великой мести, потому что подлости нет прощения.


Эти и многие другие книги о море вы можете взять в фонде нашей библиотеке или электронной библиотеке Литрес.


В музыке есть много примеров воплощения темы моря. Одно из ярких -это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. Впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите «Шехеразада».

Римский — Корсаков — «Шахерезада». Часть I. Море. Синдбадов корабль


Источники:

https://www.inmoment.ru/holidays/world-maritime-day.html


Нет комментариев. Ваш будет первым!