Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Чтение и учёба

Чтение и учёба

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Как же помочь ему?

Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. Почему так важно научить ребенка навыкам и умениям осмысленного чтения художественных и научно-популярных текстов? Да потому, что чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.

Читая, ребёнок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.  Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Но необходимо это делать правильно. 

Прежде всего, хотелось бы остановиться на технике чтения и её особенностях.

Умения и навыки чтения имеют общеучебный характер, используемый при изучении любых предметов, не говоря уже о внешкольной жизни. Педагоги давно заметили: если к концу начальной школы ученик все еще плохо читает, то при переходе на следующую ступень обучения у него неизбежно начнутся проблемы с оценками. И это неспроста, ведь скорость чтения является важнейшим из факторов, влияющих на успеваемость.

Речь идет не о скорочтении, скорость которого превышает 300 слов в минуту, а о чтении в темпе разговорной речи со скоростью 120-150 слов в минуту. Именно такой темп дает наилучшее понимание текста учениками. При повышении скорости до 180 и более слов ухудшается понимание текста, равно как и при замедлении темпа чтения до скорости менее 120 слов в минуту. И в том, и в другом случае ученик, чтобы понять текст, вынужден прочитывать его по два, а то и по три раза.

Хорошая скорость чтения важна и для общего развития ребенка. В процессе чтения совершенствуется устойчивость внимания и оперативная память, а эти два показателя, в свою очередь, напрямую влияют на умственную работоспособность. Получается замкнутый круг: дети с хорошей скоростью чтения обычно помногу читают и лучше учатся, что побуждает их читать еще больше, тем самым еще сильнее развивая перечисленные свойства психики. Впрочем, даже если у ученика низкая скорость чтения, на нем нельзя ставить крест, ведь скорость чтения относится к тем показателям, которые можно и нужно развивать.

В частности, полезно выполнять с детьми тренировочные упражнения по отработке техники чтения, причем делая упор не на длительность, а на частоту таких занятий. Идеально, если продолжительность таких упражнений не будет превышать пяти минут, зато повторять такие пятиминутки стоит не менее трех раз в день.

Заметный эффект приносят жужжащее чтение, когда ученики читают все разом, проговаривая слова вполголоса, каждый в своем темпе, кто быстрее, а кто медленнее. Если ребенок не любит читать, то с ним можно попробовать работать в режиме щадящего чтения, при котором прочитывание одной-двух строчек чередуется с кратковременным отдыхом.

Помните и о том, что если конкретный ребенок читает с несвойственной ему скоростью, стремясь во что бы то ни стало угнаться за другим учеником, то он невольно искажает слова и делает другие ошибки, которые в конечном итоге приводят к непониманию содержания текста. Поэтому важно уделять внимание не только развитию скорости чтения, но и формированию навыков правильного чтения с четким проговариванием каждого слова, без повторов или искажений. Последнему хорошо способствует заучивание наизусть стихов, работа со скороговорками и долгоговорками, образцовое чтение учителя, предварительное чтение «про себя». Кроме того, правильность чтение во многом зависит от позы ученика и оптимального расстояния между глазами и текстом.

Положительный результат в работе над привитием интереса к чтению играет и составление плана чтения ребёнка. 

Рекомендуемое количество книг в списке и детском плане чтения на месяц:
2-3 кл. – 2-3 книги,
4-6 кл. – 4-5 книг,
7-8 кл. – 4-8 книг.

Ещё один фактор, от которого напрямую зависит успеваемость маленького школьника — это осознанность чтения, под которой понимается умение читателя в полной мере понять содержание текста. Проверить, насколько осознанно читает ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания, понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих лиц.

Полезно включать в занятия упражнения по многократному перечитыванию текста, каждый раз с определенным заданием. Огромное значение имеет и помощь родителей, которым всякий раз, как ребенок дома читает им вслух, необходимо проявлять живой интерес к содержанию рассказа.

Ну и наконец — подумайте, как заинтересовать ребенка, чтобы чтение приносило ему радость. Обучение может быть успешным лишь тогда, когда детям  действительно нравится учиться. 

И не забывайте — лучший способ воспитания — собственный пример. Читающие родители, ценящие книги, скорее смогут приучить детей к чтению, чем те, которые не читают сами.

Но следует быть очень осторожными: никакое принуждение недопустимо. Чтение должно стать для малыша не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением.

Литература:

1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. М.: Советская Россия, 1964. – С. 112-123, 166-186.

2. Тихомирова, И. И. Школа чтения: опыт, теории, размышления: хрестоматия / сост. И. И. Тихомирова. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 304 с.

3. Штейн, А. Раннее развитие. Как приучить ребёнка читать / А. Штейн. — М.: Айрис — пресс, 2006. 144 с.: ил. — (Внимание: дети!).

Нет комментариев. Ваш будет первым!