Народов малых не бывает

Народов малых не бывает

Международный день коренных народов мира, отмечаемый ежегодно 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН.

В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы — от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека».

   В мире насчитывается около 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5 процентов мирового населения, 15 процентов беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно семь тысяч.

Коренные народы являются носителями уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. Это также касается взаимоотношений человека с природой. Коренным народам удается сохранять свою самобытность, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой они существуют. Несмотря на все культурные различия, перед коренными народами планеты стоят общие проблемы, связанные с защитой собственных прав как самобытных народов.

Полуостров Камчатка в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

Центральная городская библиотека предлагает вашему вниманию обзор литературы, которая познакомит с некоторыми народностями полуострова Камчатка.

История и культура народов Севера Дальнего Востока / Н.А. Шило и др. – М.: Наука, 1967. – 215 с.

Сборник содержит статьи по археологии, истории и этнографии народов Северо-Востока Сибири. В нем подробно освещается история Камчатки и Чукотки с древнейших времен и до наших дней. Показываются основные этапы социально-экономических преобразований у народностей Чукотки, деятельность исполкомов и народно-революционных комитетов Северо-Востока в период ДВР,  освещается переход к оседлости народов Севера. Значительная часть сборника посвящается советскому периоду истории народов Севера Дальнего Востока. Исследователи рассматривают закономерности хозяйственно-культурного строительства, особенности переустройства социально-экономических отношений, а также развитие национальных отношений. Сборник является первым подобным исследованием истории и культуры народов советского Севера.


Васильевский, Р.С. Происхождение и древняя культура коряков / Р.С. Васильевский – Новосибирск: Наука, 1971. – 250 с.

На основе широкого обобщения и археологических и этнографических материалов впервые в нашей литературе дается систематизированная история древнего населения северной части Охотского побережья (от неолита 17 в.). В научный оборот вводится новый, богатый и оригинальный археологический материал. Автор рассматривает вопрос происхождения 

древнекорякского населения, его хозяйство, общественные отношения и религиозные представления, показывает своеобразие древнекорякской культуры и ее отличие от эскимосских культур. Одновременно с этим прослеживаются связи древнего населения Охотского побережья с культурами морских зверобоев островного мира тихоокеанского севера: Алеутские острова, о. Кадьяк, Курильские острова, Сахалин, Северное Хоккайдо. Ставится вопрос о существовании не одного, как считалось ранее, а двух самостоятельных центров первоначального формирования культур морских зверобоев – один на Азиатском побережье, другой – на Юго-Западной Аляске.

Рассматриваемые в монографии этапы культурного развития далеких предков коряков дают представление об их культурном развитии и позволяют правильно понять историческое место и значение этого процесса в культурной истории Северо-Восточной Азии в эпоху неолита и раннего железного века.


История и культура чукчей / А.И. Крушанов и др. – Л.: Наука, 1987. – 286 с.

На большом фактическом материале, охватывающем период с 18 века до наших дней, рассматриваются вопросы этногенеза, этнической истории и культуры чукчей. Особый интерес представляют материалы о создании национальной государственности, социально-экономическом развитии, духовной культуре народности в период социалистического строительства.

Книга представлена для этнографов, историков, социологов, филологов, краеведов и всех интересующихся историей и культурой малых народов Северо-Востока.


Спешнев, Л.Ф. По древней шахме ительменов / Л.Ф. Спешнев – Петропавловск — Камчатский: Новая книга, 2008. – 70 с.

Ительмены – один из древнейших народов Камчатки. Они прошли большой и сложный исторический путь, который продолжается уже, согласно сведениям палеонтологи, более двух миллионов лет и равняется пути всех других народов мира.

Этнолог О.А. Мурашко по этому поводу говорит так: «Коренные народы прожили на Земле столько же времени, сколько и представители Восточной и Европейской цивилизаций»

История этого самобытного народа богата, интересна и весьма трагична.

Основная часть жизненного пути ительменов проходила в далекой «седой» древности, в суровых естественных условиях, в постоянной борьбе с грозными и могучими силами природы. Эта борьба была борьбой за выживание и в то же время – за становление человека как индивида. Как личности. Благодаря их мужеству, настойчивости и интеллектуальным способностям они, в конечном итоге, выстояли и победили.

Ительмены стали единым народом, с единым национальным языком, с единой национальной культурой. Они сформировали свое национальное самосознание. Которое, к сожалению, к 20 -  столетию почти утрачено и в жизни проявляется очень слабо.


Ляпунова, Р.Г. Алеуты / Р.Г. Ляпунова – Л.: Наука, 1987. – 225 с.

В книге показывается современное состояние изучения проблемы древнейшей истории населения Алеутских островов, рассматриваются этнокультурные изменения у алеутов во времена Русской Америки, затем в американский период их истории. Характеризуется этнокультурная ситуация у алеутов США в конце 19 – 20 вв. Рассказывается об особом этническом пути командорских алеутов.


Первобытное население Камчатки — это неотъемлемая часть природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.

Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть — история!

Используемые сайты:

1.http://kamchatkaland.ru/note/korennye-narody-i-zhiteli-kamchatki

2.http://www.un.org/ru/events/indigenousday/;

3.https://veggiepeople.ru/ecocalendar/mezhdunarodnyy-den-korennyh-narodov-mira

Нет комментариев. Ваш будет первым!