Драматический светило в русской литературе

Заглавная картинка:
Драматический светило в русской литературе
Тип статьи:
Авторская

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в купеческом и мещанском районе города Москвы.

Его отец, сын костромского священника, окончил духовную академию, но поступил на государственную службу.

Островскому было всего 8 лет, когда умерла его мать, оставив сиротами, кроме будущего драматурга, еще двух детей.

Вторым браком отец Островского женился на девушке из старинного дворянского рода обрусевших шведов. Мачеха преобразовала патриархальный уклад дома Островских на дворянский лад. Она заботилась о хорошем домашнем воспитании всех детей.

В 1840 году Островский окончил Московскую гимназию. Уже в гимназии Островский увлекся литературным творчеством и театром. Театральные интересы усилились в студенческие годы, в 1840-1843 годах, когда Островский учился на юридическом факультете Московского университета. В это время на сцене блистали великие актеры: трагик П.С. Мочалов, комик М.С. Щепкин. Малый театр называли в Москве вторым университетом.

Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать творческим устремлениям Островского, он оставил университет.

Отец определил его канцеляристом в Московский совестный суд.

Через два года был переведен в Московский коммерческий суд. Эта нелюбимая работа обогатила жизненный опыт будущего драматурга знанием языка, быта, психологии третьесословной Москвы, а также познакомила изнутри с нравами чиновничества.

В это время Островский пробует себя в разных областях литературы: продолжает сочинять стихи, пьесы и очерки, но большинство этих произведений не сохранилось. Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считал 14 февраля 1847 года, день, когда он с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С.П. Шевырева пьесу «Семейная картина». К этому же времени относится очерк «Записки замоскворецкого жителя». Следующая пьеса «Свои люди – сочтемся!» принесла Островскому настоящую славу, став широко известной еще до публикации.

В начале 50-х годов Островский сближается с историком и известным литератором 30-х годов М.П. Погодиным. Это была незаурядная фигура в русской культуре.

В период, когда Островский познакомился с Погодиным, много лет издававшийся историком журнал «Москвитянин» переживал упадок, и в надежде на оживление его деятельности Погодин создает журнал «молодая редакция». Идеологом ее был поэт и критик А.А. Григорьев, а художественным центром – Островский, начавший деятельно работать в этом журнале.

Работа в «Москвитянине», кружок «молодой редакции» - это важнейший период биографии Островского. Здесь в дружеском кругу людей, объединенных общими увлечениями, окончательно оформились некоторые наиболее существенные основы его отношения к жизни и понимания своего дела: создание несословного, объединяющего народ национального театра.

Островский всегда был чужд всяким доктринам и отвлеченным теориям. Его простой, но глубокий и трезвый ум, твердое, ясное нравственное чувство отталкивали его как от всякого насилия и тирании, так и от радикальных идей. Честный труд, практическое добро, любовь – вот ценности мира Островского. И всех, кто попирает эти ценности, Островский сумеет убийственно высмеять.

В середине 40-х годов Островский женился гражданским браком на мещанской девице Агафье Ивановне, которая оставалась с ним до своей смерти. О ней тепло вспоминают знавшие ее друзья Островского. Будучи малообразованной, она обладала умом и тактом, прекрасным знанием простонародного быта, замечательно пела.

В 1869 году драматург женился на актрисе Малого театра М.В. Васильевой, семья его быстро разрасталась. Долгие годы Островский жил на грани нищеты.

Будучи признанным главой русских драматургов, живым классиком, он на склоне лет постоянно нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Несмотря на это, Островский отличался гостеприимством и постоянной готовностью помочь любому нуждающемуся человеку. Чуткость к бедам трудовой интеллигенции отразилась не только в пьесах, но и в общественной деятельности их создателя. В 1859 году он стал одним из основателей Литературного фонда, инициатором создания «Артистического кружка», ставшего и клубом, и своеобразной школой для русских актеров.

В 1879 году при его деятельнейшем участии создается «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов», защищавшее авторские права театральных писателей и оперных композиторов», защищавшее авторские права театральных писателей.

Вся жизнь Островского связана с Москвой, которую он считал сердцем России.

Большое влияние на творчество драматурга оказало его участие в Литературной экспедиции 1856 года, организованной Морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с морями, реками и судоходством. Островскому достался участок от истоков Волги до Нижнего Новгорода. Писатель вел подробные записи, составил словарь судоходных, судостроительных и рыболовных терминов Верхнего Поволжья. Именно после этой поездки волжский город становится вторым после Москвы частым местом действия в его пьесах.

Большое значение имела для Островского и жизнь в любимом костромском имении Щелыкове, которое отец писателя купил в 1847 году. Писатель регулярно проводит там лето и часть осени, немного отдыхая, но главным образом продолжая интенсивно писать.

Никогда, ни до, ни после Островского, никто из наших великих писателей не был столь тесно связан с театром, не думал о драме как литературе для сцены. На пьесу он смотрел как на составную часть драматического искусства. Это было единство литературного текста и его пластического воплощения на театральной сцене.

В автобиографических заметках, написанных в 1884 году, Островский говорит о себе: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов, для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я – все, и академия, и меценат, и защита.»

В девятнадцатом веке театр занимал в русской жизни гораздо большее место, чем в двадцатом. Театр был одной из культурных привычек образованных людей.

Профессиональный театр существовал в России с восемнадцатого века. Островский сумел соединить два важнейших вида искусства – театр и литературу. Он стал создателем национального репертуара. Всю первую половину века, театр жил преимущественно переводами и переделками. Большая литература дала русской сцене лишь «Недоросля» Фонвизина да две пьесы «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, а по цензурным причинам не играли «Горе от ума» Грибоедова и «Маскарад» Лермонтова. Островский на протяжении всей своей почти сорокалетней жизни в искусстве строил свой театр как целостное художественное единство, отразившее русскую жизнь от мифологических времен до событий самых современных.

Театр Островского опирается на многовековую традицию. Сквозь привычный для нового времени театр действия в пьесах Островского проступают черты представления - древнего театра показа, зрелища, обрядового действия. Его драматургия тяготеет к каноничности, к устойчивым формам и жанрам, к типажности и неразрывно связана с фольклором, с песней, сказкой, пословицей, с устойчивыми формами национального уклада, прежде всего – речевого.

Создавая свой театр, Островский помимо традиций русского фольклора и русской литературы ориентировался также на те явления европейских национальных театров, которые в наибольшей степени были связаны с народной культурой. Почти полусотня его пьес – это подлинный эпос русской жизни «тысячелетний памятник России».

_________________________________________________________________________________

Вы также можете посетить страничку Молодёжного театра-студии «Паллада».

Объявление:

Объявляется дополнительный набор в труппу Молодёжного театра-студии «Паллада».

42

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!