Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Старожилы Камчатки

Старожилы Камчатки

Древнейшее население Камчатки составляли коряки, чукчи и ительмены. На самом юге Камчатки сохранились географические названия айнского происхождения. Айны – это народность, которая жила на острове Хокайдо в Японии, на Сахалине и на Курильских островах. Небольшая часть айнов и сейчас живет на острове Хокайдо в Японии. Некоторые ученые считают, что айны с Северных Курил переселялись на Камчатку. Есть и другое мнение: айны были хорошими мореходами и, конечно, время от времени появлялись на Камчатке, но на жизнь коренного населения никакого влияния не имели. Со временем на территории Камчатки появились алеуты и эвены. Алеуты жили на Командорских островах.

По внешнему виду ительмены, коряки и чукчи похожи между собой, но условия их жизни, способы ведения хозяйства, культура неодинаковы. Больше всего сходства у коряков с чукчами. Ительмены отличаются больше, и язык у них другого происхождения, чем у коряков и чукчей.

Ительмены

Название этого народа означает «житель, живущий здесь». Русские документы называют их камчадалами. На самом юге полуострова ительмены многое переняли у айнов, а на севере – у коряков. Коряки тоже обитали в местах поселения ительменов.

Ительмены занимались рыболовством, ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки на реках. Часть рыбы вялилось, и получалась юкола, остальную рыбу заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло делать большие рыбные запасы.

Охота тоже была давним занятием ительменов, хотя и не таким важным, как рыболовство. Охотились на лисиц, соболей, медведей, горных баранов. Охотники ставили хитроумные ловушки, пользовались пращой.

Ительмены мастерски изготовляли орудия из камня, кости, рога, дерева. Передвигались они по воде на долбленых лодках — батах, по суше на лыжах и на собачьих упряжках. Жили ительмены оседло на берегу моря или на берегах рек, в которых было много рыбы. Зимой они обитали в полуземлянках. Летом семьи помещались в шалашах. Эти шалаши строились на сваях и имели вид конуса. Огонь добывался при помощи деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда кидали раскаленные камни.

Ительмены жили большими семейными общинами. Каждая семейная община жила обособленно от других общин, у каждой общины была своя территория для охоты и рыболовства.

Коряки

Коряки – основное население севера Камчатки. По хозяйственным делам народность можно разделить на две группы: оседлых и кочевых коряков. Коряки, живущие на побережьях, называют себя нымыланами. Слово «нымыланы» в переводе обозначает «обитатели оседлых селений». Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, именовали себя чавчувенами, то есть «оленьими людьми».

Оседлые коряки жили на восточном и западном побережье Камчатки. Они занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. На рыбалку оседлые коряки выходили на байдарах, которые обтягивали моржовыми шкурами. Отважные охотники добывали даже китов, в каждой байдаре помещалось 12-20 человек. Промысел морского зверя был труден и опасен, требовал силы, умения, выдержки и выносливости.

Важным средством существования береговых жителей являлась и рыбная ловля, способы которых были похожи на ительменские. Подсобное значение имела охота на уток, гусей, лебедей. Этим часто занимались дети. Собирали и дикорастущие растения.

Жилищем оседлым корякам, как и ительменам, служила полуземлянка. Летом переселялись в шалаши, которые называли балаганами. Несколько зимних полуземлянок составляли селение. В хозяйстве оседлых коряков мужской и женский труд разделялся, однако женщины, занимавшиеся приготовление пищи, выделкой шкур, собирательством, могли принимать участие в рыбной ловле, а при необходимости и помогали мужчинам в охоте на морского зверя.

Жизнь и быт коряков-оленеводов сильно отличались от жизни и быта оседлых коряков. Оленей они пасли одним и тем же способом на протяжении многих лет. Оленеводы перемещались по тундре на очень большие расстояния, они посвящали всю свою жизнь заботе об оленях. Даже зимовали они в тех местах, где олени могли бы найти себе корм. Охота и рыболовство не были главными для коряков-оленеводов. Осенью пастухи возвращались к своим семьям, а с первым снегом опять отправлялись на зимние пастбища.

Жили оленные коряки в специальных переносных жилищах, которые назывались ярангами. Каркас яранги зимой покрывался оленьей шкурой, а летом – оленьей выделанной кожей. К нижним частям присоединялись меховые спальные пологи. Одежда оленных коряков изготавливалась из выделанных шкур. Она была разной: каждодневной и праздничной. Праздничную одежду изготавливали из тонко обработанной замши. Женщины носили серьги и браслеты из бисера, нанизанного на кожаный ремешок или нитку из жил. Корякские женщины и мужчины носили кухлянки, также штаны из кожи – конайты. На голове коряки носили малахай. На ногах носили мягкие сапоги из кожи, которые назывались торбоса. Дети носили специальный комбинезон – керкер. Были у коряков и рукавицы. Они назывались лилит.

Чукчи

На севере Камчатки с коряками соседствовали чукчи. Кочевые чукчи называли себя «чаучу», что означает «люди с оленями». Отсюда и название – чукчи. Кроме того имелось еще одно название «луороветланы» — то есть «настоящие люди», или «живущие здесь». На Камчатку чукчи пришли с Чукотки, кода искали пастбища для оленей.

По хозяйственному укладу и быту чукчи-оленеводы были похожи на коряков-оленеводов, а оседлые чукчи — на оседлых коряков. Стада оленей иногда были очень обширными. Если оленевод имел менее ста оленей, он считался бедняком, не мог самостоятельно вести хозяйство и работал на других оленеводов. Коряки и чукчи производили между собой обмен. Это происходило в виде подарков.

Иногда отношения коряков и чукчей омрачались ссорами и стычками, но все же чаще побеждало взаимопонимание и взаимоуважение. Происходили взаимные встречи, ставился общий стан (временное селение), разжигались общие костры, что означало установление дружеских отношений. На встречах люди обменивались подарками, устраивали оленьи гонки, состязались в силе, ловкости, пели и плясали. В этом проявилась основная черта народов Севера – уважение к чужим обычаям.

Эвены

К середине 19 века на полуострове появились эвены. Эвен, эвын – так этот народ называл себя, это название означает «живущий здесь». По происхождению и культуре эвены очень схожи с другой нацией – эвенками. На Камчатку эвены пришли в 40-ых годах 19 века. Сначала они переселялись небольшими группами, рассказывали сородичам о новых удобных местах. Основным занятием эвенов было оленеводство, но занимались они и охотой. Передвигались эвены на оленях, в отличие от коряков которые перемещались на собаках. Жили они в легких чумах, которые легко разбирались и были удобны для переезда. Чумы покрывали выделанной оленьей шкурой. Носили эвены распашную верхнюю одежду с нагрудниками, богато расшитыми бисером красного, зеленого, синего, черного цвета, с кожаной бахромой внизу.

На голове они носили специальные шапочки – капоры. В их жизни было видно влияние других народов. Общаясь с ительменами, коряками, русскими, эвены перенимали их культуру. От коряков и ительменов эвены переняли собачьи упряжки, способы ловли рыбы. В хозяйстве эвенов появились лошади, которых они выменивали у русских.

На Камчатке эвенов встретили дружественно, коряки оказали им ласковый прием и гостеприимство, эвены быстро овладели корякским языком.

Алеуты

Алеуты – древнее население Алеутских островов. Они называли себя унанган, то есть «прибрежные жители». Есть и другое название — аллитхук, что означает « община, отряд, войско». Так называли себя алеуты при встрече с русскими мореплавателями. Отсюда и пошло название – алеуты. По языку алеуты близки с эскимосами.

Алеуты были морскими охотниками, рыболовами, собирателями. На рыбалку они отправлялись на специальных лодках – байдарах. Они научились брать от моря все необходимое для пропитания, изготовления одежды, орудий охоты и рыболовства, домашнего обихода. Многие изделия алеутов отличались тонким художественным вкусом. У алеутов было много общего с культурой коряков и ительменов. Алеутская каждодневная куртка называлась паркой. Она шилась из шкурок птиц. На голове алеуты носили специальный головной убор. Для его изготовления использовали мех нерпы, кожу, олений волос, трахею сивуча, клювы топорков. Мужская одежда для промысла называлась у алеутов камлейкой. Шили ее из кишок сивуча. Очень часто алеуты шили одежду из рыбьей кожи. Такая одежда была прочной и не пропускала воду.

Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок, которые назывались улягамах. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

В 18 веке русские промышленники начали освоение Алеутских островов. Русские осваивали на Алеутских островах промысел морского зверя и привлекали к охоте алеутов, иногда принудительно. Более того, закончив добычу зверя в одном месте, русские промышленники перемещались другие места и увозили с собой алеутов, иногда уговаривали их, а иногда и насильно.

Русские промышленники нарушили историческую изоляцию алеутов. Этому способствовали распространение православной веры, организация школ, в которых учились грамоте и креолы (потомки русских и алеутов от смешанных браков), и сами алеуты.

Примерно в 1825 году 17 семейств алеутов переселились на Камчатку, со временем их число увеличилось. Несмотря на смешанные браки, у алеутов, живущих на Камчатке, сохранился алеутский облик, быт, особенности характера, хотя камчатские алеуты жили отдельно от алеутов алеутских островов.

Нет комментариев. Ваш будет первым!