Одиночество, смерть и любовь

Заглавная картинка:
Одиночество, смерть и любовь
Тип статьи:
Авторская

Жить, чтобы рассказывать о жизни

Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена). В детстве воспитывался у бабушки и деда по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.

В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриель получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф.

С 1954 году Маркес работает в газете «Эль Эспектадор», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. В качестве корреспондента его посылают в Италию, Польшу, Францию, Венесуэлу и США. В 1957 году 30-летний Гарсиа Маркес был корреспондентом на московском фестивале молодёжи и студентов. Воспоминания об этом событии запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!». В 1959 году в Нью-Йорке у него рождается сын.

Параллельно Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии.

В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (исп. El coronel no tiene quien le escriba), в 1966 году — роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967).

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению — за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское исследование в 1999 году выявило у него другую форму рака — лимфому. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения. Это событие побудило колумбийца начать писать мемуары: «Я свел общение с друзьями до минимума, отключил телефон, отменил предстоящие путешествия и всевозможные планы», - рассказал он в интервью газете «El Tiempo».

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии — «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 году Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съемки проходили в 2006 году в Картахене (де Индиас), на карибском побережье Колумбии.

26 января 2006 г., вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры, Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто Рико.

В 2012 году брат писателя, Хайме, объявил, что Гарсиа Маркес страдает слабоумием. Два года спустя, весной, Габриэль был госпитализирован с сильным обезвоживанием – у него нашли инфекцию в мочевом тракте и легких. 17 апреля 2014 года 87-летний Гарсиа Маркес умер от пневмонии.


Гарсиа, М. Жить, чтобы рассказать о жизни / М. Гарсиа. – М. : Астрель, 2012. – 574 с.

Воспоминания великого писателя о детстве.

Воспоминания, в которых вполне реальные события причудливо переплетаются с событиями вымышленными – и совершенно невероятными. Удивительные, необычные мемуары.

Сам автор не без иронии утверждает, что в них все – «чистая правда, правда от Габриэля Гарсиа Маркеса».

Это важно помнить читателю, ведь прославленный мастер магического реализма даже свои детские воспоминания облекает в привычную ему литературную форму.

И совсем не случайно эпиграфом к этой книге послужили слова: «Жизнь – не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает».

Цитату из книги

-Я дезертировал из университета в предыдущий год, с отчаянной идеей прокормиться журналистикой и литературой, притом без обязательств учиться этим профессиям, воодушевленный фразой, которую, кажется, вычитал у Бернарда Шоу: «В раннем детстве мне пришлось прервать обучение, чтобы пойти в школу».

-Благодаря им, моим любимым книгам, благодаря и первой мной прочитанной взрослой "Тысяче и одной ночи" я понял, что всегда, открывая новую книгу, нужно помнить, что пользу душе и уму принесут только те из них, которые не принуждают к чтению.

-«Кто меня знал в четыре года, говорят, что я был бледный и задумчивый и открывал рот только для того, чтобы произнести нелепости, но мои рассказы были большей частью о простой повседневной жизни, которые я делал более привлекательными, украшая их фантастическими подробностями, с одним желанием — привлечь к себе внимание взрослых. Моим лучшим источником вдохновения были разговоры, которые взрослые вели при мне, думая, что я их не понимаю, или которые они намеренно зашифровывали, чтобы я ничего не понял. Было всё наоборот: я их впитывал как губка, разбирая на части, перемешивал, чтобы скрыть источник, и когда я рассказывал им самим то, о чём они говорили, они оставались озадаченными совпадениями между моими историями и их взрослыми мыслями».

- В этом круговороте смеха и слез я тем не менее никогда не пропускал школу. Даже будучи голодным.

- Сейчас это редкость, что кто-то знает кого-то в самолете. На речных кораблях мы, студенты, в конце концов становились одной семьей, потому что договаривались каждый год ездить вместе. Иногда корабль садился на мель дней на пятнадцать на песчаной косе. Но никто не тревожился, потому что праздник продолжался и письмо капитана с оттиском герба его кольца служило оправданием опоздания в колледж.

- ... уничтожая в беспокойстве самокрутки из табака, которые курила наоборот — с огнем внутри рта, как делали военные-либералы, чтобы не быть обнаруженными противниками в ночной темноте.


Гарсиа, М. История похищения / М. Гарсиа. – М. : Астрель, 2012. – 382 с.

Самый динамичный и захватывающий из документальных романов великого колумбийца – его читаешь затаив дыхание.

В 1990 некоронованные короли Колумбии – наркобароны во главе с Пабло Эскобаром организовали похищение девяти знаменитых журналистов. В обмен на возвращение заложников они потребовали отмены решения об отправке нескольких арестованных членов наркомафии в США, где им грозило пожизненное заключение.

Правительство Колумбии отказалось идти на сделку с бандитами.

И тогда роль посредника между властями и преступниками взял на себя муж одной из похищенных…


Гарсиа, М. Глаза голубой собаки / М. Гарсиа. – М.: Астрель, 2012. – 154 с.

Зачем красивая женщина превратилась в кошку? Почему негритенок Набозаставил ангелов ждать? Что убивает человека - смертель–ая болезнь или готовность принять смерть? Что происходит в старинном городке Макондо с приходом сезона дождей? И что все-таки случилось с тремя пьяницами в дешевом баре, где хозяйничали выпи?

Рассказы Габриэля Гарсиа Маркеса, в которых он играет со стилями и пробует себя в разных литературных направлениях. Он ощупью ищет то, что станет впоследствии его творческим кредо. А читатель прослеживает его путь – от простого хорошего писателя – до истинного мастера слова!

Цитаты

Я так боюсь, — сказала она, — что эта комната приснится кому-нибудь ещё, и он все здесь перепутает.

Ты удивительный человек, — сказала она. — Ты никогда не помнишь своих снов.

Постояла еще полчаса, будто уже умерла, но не могла упасть, потому что мешала привычка жить...

Но он уже так смирился со смертью, что, возможно, от смирения и умер.

- Не отворяй дверь, в коридоре полно тяжелых снов.

- Так мы и встречаемся с ней, вот уже несколько лет. Порою в тот момент,когда мы находим друг друга в лабиринте снов, кто-то там, снаружи, роняет на пол ложечку, и мы просыпаемся. Мало-помалу мы смирились с печальной истиной - наша дружба находится в зависимости от очень прозаических вещей. Какая-нибудь ложечка на рассвете может положить конец нашей короткой встрече.

- Похоже, он видел сны наяву.

- И я понял, отчего не мог не быть одиноким. Холод удостоверял мое одиночество.

- Последнюю ночь он провел счастливо, в обществе собственного трупа.

- «Я хочу дотронуться до тебя», — повторил я. «Ты все погубишь, — испугалась она. — Прикосновение разбудит нас, и мы больше не встретимся». — «Вряд ли, — сказал я. — Нужно только положить голову на подушку, и мы увидимся вновь»


Гарсиа, М. Генерал в своем лабиринте / М. Гарсиа. – М.: Астрель, 2011. – 314 с.

"Генерал в своем лабиринте" (1989) - один из лучших романов знаменитого колумбийского прозаика Габриэля Гарсии Маркеса (род. 1928), воссоздающий последние дни жизни Симона Хосе Антонио Боливара (1783 - 1830), героя Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810 - 1825 гг., которого при жизни называли Освободителем и Отцом отечества.

В своем романе, как и в написанной ранее "Осени патриарха" (1974), Маркес последовательно продолжает развивать всегда волновавшую его тему: проблема власти.

Симн Боливар. Освободитель, величайший из героев войны за независимости, человек-легенда. Властитель, добровольно отказавшийся от власти. Совсем недавно он командовал армиями и повелевал народами и вдруг – отставка…

Последние месяцы жизни Боливара – период, о котором историками почти ничего не известно.

Однако под пером величайшего магического реализма легенда превращается в истину, а истина - в миф.

Факты – лишь обрамление для истинного сюжета книги.

А вполне реальное «последнее путешествие» престарелого Боливара по реке становится странствием из мира живых в мир после смертный, - странствием по дороге воспоминаний, где генералу предстоит в последний раз свести счеты со всеми, кого он любил или ненавидел в этой жизни…


Гарсиа, М. О любви и прочих бесах / М. Гарсиа. – М.: Астрель, 2012. – 221с.

О чем бы ни писал Маркес, он пишет, в сущности, о любви.

О любви – и «Сто лет одиночества», и «Вспоминая моих несчастных шлюшек», и, разумеется, «О любви и прочих бесах»…

Юную маркизу Марию сочли одержимой бесами и заточили в монастырь. Спасать ее душу взялся молодой священник Каэтано.

Родные девушки и благочестивые монахини забыли старинную испанскую пословицу: «Коли огонь, к пороху подносят, добра не жди».

И что дальше?

Любовь! Страсть!

А бесов любви и страсти, как известно, не изгнать ни постом, ни молитвой, ни даже пламенем костра…

В одном из карибских испанских владений в семье некоего маркиза и его жены (дочери торговца рабами) появляется ребёнок – немного странная рыжеволосая девочка Мария Анхела. И поскольку родителям она неинтересна совершенно (каждый из них живёт как бы в своём мире, что типично для героев Маркеса), то её воспитанием заняты чёрные рабы, у которых свои представления о мире. И теперь в голове Марии Анхелы странная уникальная синкретическая смесь представлений, да и говорит она на смеси 3-х негритянских и испанского языков.

Бледная и чахлая на вид, девушка оказывается настолько сильной и стойкой, что даже укус бешеной собаки ей нипочём. Любовь к жизни оказывается сильнее бешенства, но смерть умеет ждать.Однако это событие – укус – становится роковым и значимым. Под давлением общественных мнений отец отправляет Марию Анхелу в монастырь, где одержимые бесами невежества монахини начинают считать одержимой бесами Марию Анхелу. Спасать её душу предстоит 36-летнему священнику-экзорцисту Каэтано Делауро (а он мыслит нестандартно). Теперь любовь для них страшнее бешенства.

Это книга о любви, которая сильнее окружающих мнений и кошмара потёмок человеческого невежества. Это история трагичная, но не банальная, с позитивно-смертельным финалом. Смерть – тоже главная героиня романа, равно как и любовь, но появляется первой в воплощении бешеной собаки, которая кусает 12-ти летнюю Марию Анхелу и, таким образом, оставляет свою метку, предопределяя дальнейшее развитие событий.

Судьба главной героини линейна и стремительна. Язык Маркеса ясен и прозрачен. Мистичность и фантастичность описываемых происходящих в романе событий способствуют объёмности восприятия.

Конечно же, эта книга и о бесах. Тех самых, которые владеют умами и душами самых обычных людей. А, вообще, искушённый читатель однозначно получит удовольствие.

РЕЦЕНЗИЯ ЭКСПЕРТА

Эксперт Лайвлиба takatalvi написал(а) рецензию на книгу О любви и прочих бесах автора Габриэль Гарсия Маркес 19 декабря 2017 г., 19:29 Оценка takatalvi: 4 / 4.0

К слову о бесах Начинать рецензию на любую книгу Габриэля Гарсии Маркеса тянет словами «нуэтожемаркес», но после этого как-то уже и нечего сказать. Так что начнем лучше с сюжета. Встречайте – Мария Анхела, двенадцатилетняя дочка маркиза с волосами до самых пят, ибо дан обет не стричь их до замужества. Сразу в воображении рисуется прелестная принцесска, верно? Как бы ни так. Родители Марии Анхелы – те еще кадры, забросили ребенка в барак к рабам, чтобы не мельтешила да не мешала отцовской меланхолии и сумасбродствам матери, и выросла девочка хоть и очаровательной, но по сути чудовищем, если посмотреть на нее взглядом тех времен – да и нынешних тоже. Лепечет на нескольких африканских языках, говорит что в голову взбредет, обожает свои языческие ожерелья, дом родной ощущает с неграми-рабами. Так что нет ничего удивительного, что когда в попытке убрать мнимые последствия укуса бешеной собаки отец отправляет ее в монастырь, монастырь разражается отчаянным и испуганным воплем. Нет, ну сами представьте: малолетнее чадо орет, как резаное, незнакомые слова на разные голоса, носится по столам и с охотой повторяет за другими, что одержима. Дабы изгнать злого духа, в монастырь направляют экзорциста… Ну а чем все обернулось, вам скажет название книги. Как и многое у Маркеса, книга во многом забавна, несмотря на довольно печальный и чисто лиричный сюжет. В ровное изложение нет-нет да и вплетаются такие подробности и фразочки, что хоть стой, хоть падай, и все вместе утягивает куда-то в глубину текста, истории, заставляя не только сопереживать главным героям, но и повизгивать от восторга над второстепенными. Хотя… Ну, это же Маркес. Роман очень понравился, он интересный, милый и обладает всеми чертами, которые я так люблю в творчестве Маркеса. Разве что магического реализма здесь нет, но есть крупицы мистики, которые с успехом его заменяют. Примечательно и то, что книга оказалась чудесным концентратом практически всех тем, за которыми я обычно гоняюсь. Так что всем рекомендуется. К слову, если вы не знакомы с творчеством Маркеса, начать с этой вещицы будет вполне неплохо. (Подготовить, так сказать, крышу, которую потом снесет «Сто лет одиночества».)

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000498788-o-lyubvi-i-prochih-besah-gabriel-garsiya-markes


180

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!