Нить времени - обзор литературы к 100-летию григорианского календаря в России

Заглавная картинка:
Нить времени - обзор литературы к 100-летию григорианского календаря в России
Тип статьи:
Авторская

Многовековая история человеческой культуры неразрывно связана с календарем, потребность в котором возникла в глубокой древности, когда человек не имел еще и письменности. Календарь, отвечающий на вопросы «Какое сегодня число», «Какой день недели», «Когда произошло то или иное событие», «Сколько прошло суток, месяцев и лет», позволяет регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность, что особенно необходимо людям, занимающимся земледелием.

Латинское слово «календариум» (calendarium) означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями и называлось «календы» (Calendae). Зарождение календаря можно с полным правом отнести к древнейшим завоеваниям человеческого разума, т. е. к таким же категориям, как письменность и счет.

Этнографические источники подтвердили, что в разное время у разных народов появлялись различные календари, но одинаковые формы хозяйственной жизни приводили к образованию сходных календарных систем как одной из форм идеологической надстройки над материальным базисом общества.

100 лет назад РСФСР перешла с юлианского календаря на григорианский. Зачем это было нужно, и почему РСФСР оказалась в числе последних стран, совершивших переход?

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Юлий Цезарь

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому В.И. Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 г., датируются по юлианскому календарю ("старый" стиль),

с 1 февраля 1918 г. - по григорианскому ("новый" стиль).

Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках. До 1 февраля 1918 г. в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 г. - дата юлианского календаря.

Немного теории:

КАЛЕНДАРЬ -

(от лат. calendae или kalendae, "календы" - название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени.

Основными задачами календаря являются:

а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.

Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических - равноденствий, затмений, приливов, - так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря - определение моментов церковных событий и "дрейфующих" праздников (например, Пасхи).

Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени.

Существует три основных типа календарей:

1)лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 суток), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 суток, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 суток. Длина лунного года в таком календаре составляет 354 суток. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 суток. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 суток. Добавление этих 11 суток каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 суток; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз.

Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 суток; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 суток, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты - два равноденствия и два солнцестояния.

Солнечный календарь инков.

Лунно-солнечный календарь - это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

Год.

В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом "год" понимают тропический год ("год сезонов"), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.

В очень далекие времена на Руси, как и в других странах, пользовались деревянными календарями. Даже в конце XIX в. в некоторых губерниях России встречались деревянные календари, представлявшие брусок с шестью боковыми гранями длиной около полуметра с утолщением посередине. На каждой грани делали зарубки по числу дней для двух очередных месяцев, а условными значками против соответствующих зарубок отмечали важнейшие религиозные праздники.

Первый в теперешнем понимании рукописный календарь появился в России в 1664 г. В 1670 г. календарь под названием «Годовый розпись или месячило» был переведен с польского языка для царя Алексея Михайловича (1629–1676). В последующие годы до конца XVII в. в России пользовались переводными календарями. Переводились они в Польском приказе и предназначались для царского употребления.

До X в. и. э. новый год на Руси начинался с новолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце X в. (в 988 г.) Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применившееся в Византийской империи летосчисление от «сотворения мира», т. е. с 5508 г. до п. э., и начало года стали отмечать 1 марта. С этого времени на Руси пользовались юлианским календарем, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы; при этом одни и те же месяцы в различных местах страны имели разные названия. В честь этого события в жизни государства был разработан проект специальной медали. Только с 1492 г. — «седмотысящного от сотворения мира» — новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю — 1 сентября. Так продолжалось более двух столетий.

Новая реформа календаря произошла в царствование Петра I. 20 декабря 7208 г. (1700 г. по юлианскому календарю) глашатаи под барабанный бой объявили москвичам царский указ:

"А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова".

Развитие международных отношений России уже в начале XIX в. испытывало большие неудобства, так как в стране использовался юлианский календарь, а большинство европейских государств уже в конце XVII в. жило по григорианскому календарю. Введению этого календаря в России препятствовал «святейший синод»,

В 1830 г. Петербургская Академия наук внесла предложение о введении в России григорианского календаря, но оно не получило поддержки.

И только после Великой Октябрьской социалистической революции вопрос о реформе календаря в нашей стране был решен. Совет народных комиссаров РСФСР принял 24 января 1918 г. «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря», вступившего в силу с 1 февраля 1918 г. по старому стилю. В декрете было указано:

«В целяхъ установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиходъ новый календарь. В силу этого:

…Первый день после 31 января сего года считать не 1-мъ февралемъ, а 14-мъ февраля, второй день — считать 15-мъ и т. д.».

В связи с этим февраль 1918 г. в России был самым коротким месяцем — он состоял только из 15 дней, так как после 31 января сразу наступало 14 февраля — тринадцать дней сократили, чтобы уничтожить разницу между старым и новым стилями.

Первым после замены юлианского календаря в Советском Союзе был опубликован настольный календарь ВЦИК РСФСР. В последующем систематически публиковались настольные, карманные и настенные календари.

В нашей стране в период с 1929 по 1940 гг. неоднократно проводились реформы календаря, исходившие из чисто производственных интересов, и касались они лишь его внутренней структуры. Так, постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны в конце 1929 г. был введен единый производственный табель-календарь.

В нем год определялся состоящим из 72 пятидневных педель и 5 праздничных дней, приуроченных к памятным дням и революционным праздникам (22 января, 1 и 2 мая и 7 и 8 ноября). Такой календарь предусматривал непрерывную работу всех предприятий и учреждений страны. При этом трудящиеся на всех предприятиях были разделены на пять групп; каждая группа имела свой выходной день в течение каждой пятидневки. В таком табеле-календаре, состоявшем из пятидневок, нерабочие дни приходились на разные числа месяца и на различные дни семидневной недели и поэтому необходимость последней отпала.

Постановлением СНК СССР (21 ноября 1931 г.) «О прерывной производственной неделе в учреждениях», вступившем в силу с 1 декабря 1931 г., народным комиссариатам (ныне это министерства) и соответствующим учреждениям разрешался переход на шестидневку — шестидневную прерывную производственную неделю. При такой реформе календаря сохранялись постоянные нерабочие дни в каждом месяце — 6-е, 12-е, 18-е, 24-е и 30-е числа, и только в феврале нерабочий день приходился или на последний день этого месяца, или на 1 марта. В тех же месяцах, которые по григорианскому календарю состояли из 31 дня, последний день считался сверхмесячным рабочим днем. Такой календарной системой пользовались в СССР до 26 июня 1940 г., когда Президиум Верховного Совета Союза ССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

В соответствии с этим указом была отменена шестидневка, восстановлена семидневная неделя и постановлением СНК СССР от 27 июня 1940 г. было установлено: «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря».

Предлагаем Вашему вниманию обзор литературы из фондов ЦБ, содержащую материалы по истории календаря, терминологии и календарях разных стран и народов.

Климишин, И. А. Календарь и хронология : календарь / И. А. Климишин. – М. : Наука, 1990. - 480 с. : ил.

Аннотация:

Дано подробное изложение астрономических основ календаря и проблем хронологии. Описаны календари и системы летосчисления как использовавшиеся народами Древнего мира, так и применяемые в наши дни. В частности, подробно изложена история нашего календаря и нашего летосчисления. Читатель найдет рассказ о календаре восточных славян, об эрах и стилях летописцев, о способе проведения календарных расчетов по пальцам рук. Затронут вопрос о способах уточнения дат событий всемирной истории по упоминаниям в древних хрониках определенных астрономических явлений.

Для преподавателей и учащихся вузов и школ, научных работников, лекторов и пропагандистов общества "Знание", любителей астрономии, истории и археологии.



Интересные факты:

В современном календаре неделя составляет 7 дней. По вопросу, почему именно такая длина недели, определенности не достигнуто. Общепринятой является астрономическая гипотеза. Первый фактор связан с тем, что древнейшие календари были лунные, а 7 дней как раз составляет четверть лунного цикла, и ее достаточно легко определять непосредственно. Второй фактор, в древности было известно 7 подвижных небесных тел: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Древние могли предположить, что это совпадение не случайно и связать каждый день недели с определенной планетой. Так, в междуречье шумеры и позднее – вавилоняне уже пользовались 7-ми дневной неделей, дни которой именовались названиями планет. Позднее это было перенято и другими культурами, включая современные.

Но и существовали и другие недели:

Египетский и французский революционный календарь использовали декады.

Календарь майя использовал 13- и 20-дневную неделю.

В СССР использовалась 5- и 6-дневная неделя. В 1929-30 использовалась 5-ти дневная неделя, каждый работник имел один нефиксированный выходной. 1 сентября 1931 она была заменена 6-дневной неделей с фиксированным днем отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Обычная 7-дневная неделя была введена 26 июня 1940 года.

В Литве до принятия христианства использовали 9-дневную неделю.


Селешников, С. И. История календаря и хронология / С. И. Селешников ; ред. П. Г. Куликовский. - М. : Наука, 1977. – 224 с. : ил

Аннотация:

Книга С.И. Селешникова представляет собой самое полное изложение на русском языке всех вопросов, относящихся не только к истории календаря, его развитию и дальнейшему совершенствованию, но и вопросов хронологии вообще. В частности, значительное место в ней уделяется астрономическим основам календаря и математической теории различных календарных систем.

Помещенные в приложении к книге таблицы представят большой интерес для астрономов-специалистов, а также историков, сталкивающихся с датировкой различных событий.

Книга предназначена для широкого круга читателей.


Интересные факты:

День отдыха

По вавилонской традиции последний день недели, которым управляет Сатурн, – самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово “шаббат”, “покой” по-вавилонски, стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.

Для иудеев - это суббота (Sabbath). В этот день бог отдыхал после сотворения мира и заповедовал отдыхать людям: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2:3). Название "суббота" перешло во многие европейские языки.

Большинство христиан отмечают воскресенье – день, когда Иисус воскрес. Некоторые христианские секты (например, адвентисты) следуют ветхому завету и соблюдают субботу.

Мусульмане соблюдают пятницу. Коран называет этот день священным "царем дней".

Согласно Библии в течение каждой семидневной недели можно трудиться только шесть дней, а на седьмой день— субботу, посвященный богу, следует отдыхать. Позднее день отдыха был переведен на следующий день, который в славянских языках получил название «недели» — дня, в который «не делают», т. е. не работают. Название «воскресенье» в русском языке стало широко употребляться только в XVI в.


Завельский, Ф. С. Время и его измерение / Ф. С. Завельский. - М. : Наука, 1987. – 256 с. : ил.

Аннотация:

Дано описание процессов, происходящих в обыденном мире, а также в атомах, атомных ядрах, планетах, звездах и галактиках. Рассказано о длительности этих процессов. Показано, как видоизменялись и совершенствовались понятия о времени и методы его измерения и к каким фундаментальным достижениям это привело. В новом издании исправлены опечатки и погрешности предыдущего. Для учащихся и преподавателей средней школы и всех интересующихся современным естествознанием.


Интересные факты:

По мере расширения культурных и экономических связей между различными государствами недостатки григорианского календаря стали более ощутимыми; неудивительно поэтому, что во многих странах мира начиная с первых лет XX в. неоднократно поднимался вопрос об улучшении внутренней структуры календаря, что позволило бы создать календарь для всех времен и народов — Всемирный неизменный календарь.

Григорианский календарь отличается сравнительно высокой точностью, но имеет и ряд недостатков. Так, продолжительность календарных месяцев различна (28, иногда 29, 30 и 31 день); месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно; начало года не связано с какими-либо природными явлениями; кварталы (четверти года) имеют продолжительность от 90 до 92 дней; первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом и на два дня в високосном году); дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами; 10–11 недель «расщеплены» — часть их принадлежит одному месяцу, часть — другому; месяцы начинаются с различных дней недели. Число рабочих дней в различных месяцах одного и того же года различно (от 23 до 27 при шестидневной и от 19 до 23 при пятидневной неделе) и в году их число бывает неодинаково (307–311) и возникает необходимость в переносе праздников. Все это вносит осложнения в работу планирующих и финансовых органов, затрудняет составление итогов работы за различные месяцы, усложняет расчет оплаты труда и т. д. Кроме того, приходится издавать огромное количество календарей. Только в нашей стране ежегодно издаются десятки миллионов экземпляров.


Хренов, Л. С., Голуб, И. Я. Время и календарь / Л. С. Хренов, И. Я. Голуб. - М. : Наука, 1989. – 128 с. : ил.

Аннотация:

Популярно рассказывается об элементах небесной сферы, о форме и законах движения Земли и ее спутника Луны, об измерении различных промежутков времени и приборах, использовавшихся для этого в древности и применяемых в настоящее время. Описываются существовавшие ранее и действующие теперь календари. Читатель ознакомится с некоторыми постоянными календарями и примерами их использования при определении дней недели дат по новому и старому стилю.

Для широкого круга читателей.



Буткевич, А. В. Вечные календари / А. В. Буткевич, М. С. Зеликсон. - М. : Наука, 1984. - 208 с. : ил.

Аннотация:

В книге рассказывается о "вечных" календарях, позволяющих определить день недели по любой дате. Авторы рассматривают около 100 различных систем вечных календарей в виде таблиц, формул, вращающихся дисков и др. В Приложении приведены справочные и хронологические таблицы. Во втором издании (первое выходило в 1969 г.) добавлено около 30 новых календарей, введен раздел лунных календарей (для определения фаз и возраста Луны).


Интересные факты:

Каждый замечал, что распределение дней недели по числам года повторяется. Эта повторяемость имеет определенную закономерность. Так, если номер года в столетии при делении на 4 дает в остатке 1 (год, следующий за високосным), то следующий год с тем же распределением дней недели повторится через 6 лет, если же остаток 2 или 3, то следующий такой же год будет через 11 лет. Так, для 1985 г. (85 = 21 × 4 + 1) это будет год 1991, а для годов 1986 и 1987 (соответственно 21 × 4 + 2 и 21 × 4 + 3) — годы 1997 и 1998. Високосные годы с одинаковым распределением дней педели повторяются только через 28 лет. В юлианском календаре ровно через 100 лет даты отступают по дням недели на одну позицию назад, и полная повторяемость дней педели происходит через 700 лет. В григорианском календаре столетия начинаются только с воскресенья, субботы, четверга и вторника, и здесь полный цикл завершается по прошествии 400 лет.


Куликов, С. Нить времён : малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет / С. Куликов. – М. : Наука, 1991. - 288 с. : ил.

Аннотация:

Простой на первый взгляд григорианский календарь, которым мы сейчас пользуемся, таит в себе массу загадок. Откуда взялись названия месяцев? Почему они имеют разную продолжительность? Почему добавочный день раз в четыре года включается во второй месяц, а год получает непонятное название "високосный"? Когда все же начинаются столетия и тысячелетия?

Эта книга не просто энциклопедия. Помимо алфавитных статей в нее входят более полутора десятков иногда обширных очерков на различные календарные темы, которые в других книгах излагаются довольно кратко.


Интересные факты:

В 1986 г. болгарский археолог Ст. Хаджиев обнаружил при раскопках вблизи г. Кюстендил изделие из керамики возрастом 7000 лет с нанесенными на нем линиями и знаками, являющееся, по его определению, календарем, в котором год делился на 12 месяцев и состоял из 360 дней. Болгарин Кнычев собрал коллекцию, содержащую более 2000 образцов различных календарей, изданных в странах всех континентов.

Родоначальником современных настенных, настольных и карманных календарей является календарь, изданный в Чехословакии в 1485 г. Уже в то время календари позволяли не только вести счет времени, но содержали советы крестьянам и горожанам для подготовки к различным сезонам года.

Появление отрывных календарей относится к концу XIX в. и было начато книгоиздателем И. Д. Сытиным (1851–1934); для их составления по совету Л. Н. Толстого (1828–1910) был приглашен знаток народного быта Н. А. Полушин. Такие календари получили большое признание и широкое распространение в народе. Позднее И. Д. Сытин издавал специализированные календари — учительские, исторические, охотничьи, конторские, дамские, детские, военные и другие.


Никитина, Г. В. Рассказы о календаре, способах летоисчисления и часах / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко. – Спб. : Норма, 2006. - 127 с. : ил.

Аннотация:

Книга посвящена истории возникновения различных календарных систем, а также систем летоисчисления и способов измерения времени. Приводится много малоизвестных исторических фактов. Рассказывается, как возникло наше летоисчисление, как оно связано с ранним христианством. В увлекательной форме рассказано о мусульманском, китайском, индийском календарях, о календаре и летоисчислении майя, о еврейском календаре и древних календарных системах Ближнего Востока, о том, как календари менялись во время революций, как возникла семидневная неделя и как появились названия месяцев. Приводится история возникновения поясного времени, линии перемены дат, рассказывается о летнем и зимнем времени. Подробно излагается история создания часовых механизмов, начиная со старинных песочных и водяных часов до современных секундомеров и атомных часов. Книга рассчитана на школьников старших классов и студентов. Она может послужить хорошим дополнительным материалом для изучения рада школьных и университетских учебных дисциплин. Книга будет интересна и взрослому читателю.


Николов, Н.С. Звездочеты древности / Н.С. Николов, В.А. Харалампиев. – М. : Мир, 1991. - 293 с. : ил., табл.

Аннотация:

Погружаться в древний период истории астрономии интересно, но в то же время трудно и рискованно. Широкий кругозор, хорошее знание астрономии, высокая общая культура и чутье историка — все эти качества необходимы специалистам, работающим в этой области. И действительно, нелегко разобраться в психологии наших далеких предков, из которых одни превращали науку о небе в своего рода религию, рассматривая наблюдения небесных тел как служение богам, а другие, не мудрствуя лукаво, находили в расположении светил подробные ответы на самые различные практические вопросы, возникающие в повседневной жизни. В книге болгарских астрономов и популяризаторов науки излагается история зарождения астрономии у древних народов и ее развития вплоть до середины XVI в. Приводятся основные сведения о видимом движении небесных тел, рассматриваются календарные системы разных народов, а также происхождение названий созвездий. Для всех, кто интересуется историей астрономии.


Цыбульский, В. В. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. В. Цыбульский. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с. : ил.

Аннотация:

Книга предназначена для учащихся старших классов. Она поможет им лучше разобраться в вопросах летосчисления познакомит с историей создания календарных систем.

Много интересного читатели узнают о происхождении названий месяцев и дней недели. о создании юлианского, григорианского, мусульманского и календарей стран Восточной Азии.

Книга будет способствовать развитию интересе учащихся к хронологии, расширит их кругозор.


Историко-астрономические исследования : выпуск XVII / отв. ред. Л. Е. Майстров. — М. : Наука, 1984. — 462 с. : ил., портр.

Аннотация:

Сборник научных статей (Книга содержит фото и рисунки (схемы)).

Интересные факты:

Земля в годичном периоде быстрее вращается в июне—сентябре, а в остальные месяцы года медленнее, что может быть подтверждено, например, с помощью кварцевых часов.



Проекты всемирного календаря, более точного, чем григорианский, и не связанного с какой-либо религией, обсуждались в ООН, но решение вопроса отложено...


32

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!