Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Франсуаза Саган. Великая Франсуаза.

Франсуаза Саган. Великая Франсуаза.

Великая Франсуаза — так сама себя называла Франсуаза Саган. Настоящее имя будущей знаменитой писательницы Франсуаза Куаре.

Франсуаза родилась 21 июня 1935 года на юге Франции. Её отец управлял бизнесом, а мать была дочерью состоятельных землевладельцев. Типичная буржуазная семья, которая вполне благополучно пережила оккупацию страны немецкими войсками вдалеке от столицы, и после войны вернулись в свой шикарный дом в 17 округе Парижа — одном из самых благополучных.

Есть у писательницы и русские корни. Она об этом говорит так: «Я люблю русских, люблю Россию. Моя бабушка со стороны отца была русская. Бабушка со стороны матери француженка, но в принципе семья русского происхождения, родом из под Ленинграда. В моем характере есть склонность к игре, и мне говорили, что в этом моя русскость».

Франсуаза училась в нескольких частных школах и везде оставляла о себе не самые лучшие воспоминания. Она обладала подвижным умом и богатым воображением, к тому же с детства много читала, однако учебой Франсуаза занималась всегда неохотно. Из католической школы Франсуазу исключили, так как она слишком явственно демонстрировала «отсутствие глубокой духовности». Из школы имени Луизы де Беттиньи девочку попросили за то, что она украсила бюст Мольера петлей на шее. А в Сорбоне Франсуаза продержалась всего один семестр, и была отчислена за неуспеваемость. Но на помощь пришла литература. Её тянуло писать, и она отдавала этому занятию все свое время.

Её первое произведение «Здравствуй грусть» было опубликовано в издательстве «Жюйяр». Успех выпавший на долю романа ошеломил даже опытного издателя. Книга получила неожиданную популярность и принесла дебютантке около 1,5 миллиона франков. Тираж превысил один миллион экземпляров только на французском, а вскоре и на весь читающий мир, поскольку роман был сразу переведен на два десятка языков.

Печальная повесть о том, как два эгоиста — отец и дочь, впрочем весьма обаятельных, довели до самоубийства женщину, наделенную великим даром подлинной любви и потому не способную принять те условия игры, которые они ей предлагали и по которым играли сами, — эта история не оставила равнодушным никого.

В 1956 году через два года после появления романа «Здравствуй грусть», выходит её вторая книга «Смутная улыбка», которую ждал немалый успех. На этот раз юная героиня романа, двадцатилетняя Доминика, сама задыхается от эгоизма окружающих её людей. Её чувство, как говорит она сама, «незащищенное, утвердившееся и мучительное», наталкивается на безмятежный цинизм человека, которого ей случилось полюбить. Эти ранние произведения Саган определили и тематику, и тональность последующего творчества, хотя на протяжении нескольких десятков лет автор работала в разнообразных жанрах.

Роман «Любите ли вы Брамса?», который вышел в 1959 году тоже становится бестселлером, им зачитываются тысячи читателей во многих странах мира и его удачно экранизируют.

С течением лет у Саган появляются произведения, где проглядывает иное отношение к своим персонажам — снисходительное, лирическое. В «Сигнале капитуляции» мы видим женщину, для которой отказ от комфорта и привычных удовольствий ради подлинной любви — цена непомерная. Ей легче отказаться от чувства, чем от привычного образа жизни.

На откровенно иронической ноте заканчивается роман «Ангел-хранитель» герой романа юный Льюис считает — если любимую женщину кто то, по его мнению, обижает, недостаточно ценит или она просто уделяет внимание кому то, кроме него, этого кого то следует устранить физически, то есть попросту убить. В прочем как бы не вели себя герои Саган, автор никогда не судит их, ей вообще чужда позиция гневного осуждения, судить или не судить писательница предлагает читателю, никогда не навязывая своего отношения к персонажам.

В 1972 году выходит роман Саган «Синяки души» или «Душа покрытая синяками» занявший особое место в творчестве писательницы. Саган делится с читателями в своем романе обо всем: о любви духовной и физической, о страшном явлении самоубийства и его причинах, о браке, о состоянии телевидения 70-х годов. Мы впервые сталкиваемся с Саган как критиком общества, в котором она живет. Ей невыносимо духовное убожество общества потребления с его лозунгами «Обогащайся», «Потребляй», она, как и героини её лучших книг, тоскует по настоящим человеческим отношениям и грустит от отсутствия и в жизни и в литературе. «Если мы будем пренебрегать ею (душой), пишет она, — мы обнаружим в один прекрасный день, что она задыхается, просит пощады и вся покрыта синяками».

В какой-то степени «особенным» является и следующий после «Синяков души» роман «Неясный профиль», вышедший в 1974 году.

К началу 80-х годов критики уже устали спорить о «феномене» Саган и, забыв про обманутые ожидания, поместили её в разряд самых популярных авторов бестселлеров.

Её произведения остаются одними из самых читаемых во многих странах мира вот уже более сорока лет. Обвиняемая в приверженности к беллетристике, искусственной и однотонной, Саган продемонстрировала способности работать в других литературных жанрах. Например, написала театральные пьесы «Скрипачи иногда причиняют вред» (1961) и «Лошадь исчезла» (1966), а также написала биографию Сары Бернар, озаглавленную ею «Дорогая Сара Бернар» (1987) и автобиографические произведения, такие как «Удары в душу» (1972) и «С моим лучшим воспоминанием» (1984).

Личная жизнь самой писательницы поначалу складывается удачно. Она выходит замуж за крупного воротилу издательского бизнеса Ги Шёллера, который был на 20 лет её старше, но вскоре брак распадается и Франсуаза Саган выходит замуж вторично, однако через некоторое время, после рождения сына Дени, в 1962 году супруги расстаются. Вот как написала сама Саган о попытках изменить свою жизнь: однажды я пришла домой и увидела мужа, читающего на диване газету, и сказала себе: «Неужели я так и буду видеть каждый день одно и то же — мужа, читающего газету. Я собрала вещи и ушла. Навсегда. Надо отдать ему должное: он не особенно огорчился. Быть может, если бы это заставило его страдать, я бы так не сделала».

К автору можно относится по разному: ценить как мастера прозы и драматургии или, наоборот, считать, что её слишком переоценили, можно вообще не признавать такую слишком интимную, слишком камерную тематику в литературе. Однако факт остается фактом: популярность писательницы не ослабевает, ибо большинство её героев роднит то же что и большинство людей на земле: тоска по настоящему чувству, стремление к сохранению внутреннего мира человека, к духовной близости.

Нет комментариев. Ваш будет первым!