Образ собаки в живописи: Символу года посвящается

Заглавная картинка:
Образ собаки в живописи: Символу года посвящается
Тип статьи:
Авторская

Даниэль Кевин Хемминг. Собака и книги

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.


Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,


Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.


Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.


Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и не всяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?


Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

(С. Есенин)

На заре истории собака стала самым близким к человеку животным – другом, помощником, спутником. Неудивительно, что изображения собак испокон веку встречались в изобразительном искусстве самых разных эпох, народов и стилей.

Одни из самых ранних изображений четвероногих питомцев оставила нам цивилизация Древнего Египта.

Искусство Древней Греции и Древнего Рима тоже не обходило вниманием псов – охотничьих, сторожевых, пастушьих и просто домашних любимцев. В период древности и античности появление собак в композиции носило символический характер. Их изображали графично, а моделями чаще всего служили гончие и сторожевые псы.

В период Средневековья лейтмотивом европейской живописи стали религиозные сюжеты. Мохнатые любимцы крайне редко, как бы по ошибке, «забегали» на полотна и фрески, не играя в композиции существенной роли. Бытовые сюжеты, а вместе с ними и собаки, снова появляются на картинах эпохи Возрождения.

Антон Ван Дейк. Дети короля Карла I

Мощные бойцовские псы появляются на портретах королей и принцев, пушистые комнатные собачки составляют компанию знатным дамам. Но везде – и в жанровых сценах, и на портретах знати, они являются лишь деталью обстановки, а не полноправными участниками событий.

Питер Брейгель. Охотники на снегу

Еще столетие спустя англичане одни из первых стали смещать акценты в живописи с человека на животное. Впервые появляются портреты собак и полотна, на которых собаки играют ведущую роль.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки

Дальше – больше. Двести лет назад появились художники, в работах которых собаки не только играют главную роль, но и приобретают почти человеческие черты. Теперь четвероногим друзьям не отказывают в праве на характер, эмоции и даже мысли.

Эдвин Ландсир. Спасенная

Одновременно в искусстве становится все более и более популярной тема детей и животных. Набирающий силы средний класс хотел видеть сюжеты, близкие по духу и понятные каждому. Появляются художники, все творчество которых посвящено сценам из домашней жизни. Манера изображения становится сентиментальной, призванной вызывать умиление.

Артур Элсли. Спокойной ночи!

Артур Элсли. Вечерний чай

Чарльз Бартон Барбер. По пути из школы

В отечественной живописи изображения собак прошли тот же путь, что и в европейском искусстве. Русские художники классической школы подарили миру множество драгоценных полотен, на которых запечатлены собаки-охотники, собаки-пастухи, собаки-компаньоны.

П.П. Соколов. Охота на волка

К.П. Брюллов. Всадница

И.Е. Репин. Друг человека

Серов Опять двойка

Английского анималиста Чарльза Бартона Барбера любят многие авторы дневников и блогов, часто его симпатичные собаки в компании ребятишек мелькают на страницах дневников тех, кто любит животных.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Gelert. 1884 г. Reading Museum, United Kingdom

Эта картина художника, связана со старинной английской легендой.

Согласно этой легенде, ирландский волкодав по кличке Гелерт был любимой собакой правителЯ королевства Гвинед и принца Уэльского Лливелина Великого (Llywelyn ap Iorwerth, 1173-1240). Собаку подарил принцу в 1210 году английский король Джон (Иоанн) Безземельный (John Lackland, 1167-1216). Принц Уэлльский был удостоен этой особой награды за то, что в одной из битв прикрыл короля собственным телом, отразив удар вражеского копья.

Щенок быстро рос, став лучшим другом сына Лливелина – Ричарда, мать которого умерла при его родах. Они были неразлучны, огромный волкодав стал для мальчика товарищем его игр и заботливой нянькой. В описании того рокового дня историки расходятся в возрасте юного принца Ричарда, одни описывают его младенцем, другие пишут, что мальчику было уже около пяти лет. А произошло вот что.

Однажды осенним утром Ливелин отправился на охоту. Возвратившись домой, он поспешил в комнату сына, увидел перевёрнутую колыбель ребенка, но Ричарда нигде не было. Принц и слуги обыскали весь замок, но мальчика не нашли. И тут Лливелин увидел вбежавшего в зал Гелерта, весело помахивающего хвостом. Морда пса была перепачкана кровью. Исчезновение сына, окровавленная морда Гелерта, громкие крики вдовы брата - леди Гвендолен, кричавшей: «Это он! Это этот проклятый пес загрыз Ричарда!» - все это привело к решению, что собака загрызла его маленького сына, оставшегося без присмотра. В порыве гнева и отчаяния принц выхватил из ножен меч, и острым клинком рассек голову Гелерта, как раз между глазами, так преданно смотревшими на своего хозяина. Собака скончалась на месте.
- Ваше высочество! - крикнул вбежавший дворецкий. - Там... Там... - задыхаясь, добавил он, указывая на дверь главного входа. Принц, отшвырнув окровавленный меч, вышел на крыльцо, готовясь увидеть самое худшее. За выступом стены он обнаружил своего сына, целого и невредимого, а возле него - распластанное на траве тело огромного волка с перегрызенным горлом. Мальчик подбежал к отцу и сказал, указывая на волка: Это Гелерт загрыз волка! Лливелин упал на колени и заплакал, не стыдясь своих слез.
По другой версии, Лливелин в спальне сына, увидев, что пасть Геллерта, находившегося тут же, рядом с пустой колыбелью, испачкана кровью, поспешно решил, что пес напал на ребенка и съел его, в приступе гнева выхватил меч и убил собаку. Но через мгновение принц услышал плач младенца. Обойдя кроватку, Ллевеллин нашел сына целым и невредимым рядом с мертвым волком, который проник в дом и пытался напасть на ребенка.
На следующий день верного Гелерта хоронили, как рыцаря, со всеми воинскими почестями. И никогда после этого дня Лливелин Великий больше не улыбался, а в ушах у него стоял последний предсмертный визг верного Гелерта. Через некоторое время на могиле Гелерта в Северном Уэльсе был установлен памятник собаке, спасшей ребенка. Ирландские волкодавы были возведены в ранг национального достояния, а местность в Сноудоне, где произошли события этой драмы, была названа Бет-Геллерт.

Памятник Гелерту

Чарльз Бартон Барберм - английский живописец-анималист, имевший большой успех и популярность, благодаря изображениям домашних животных рядом с детьми.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Friend or Foe? (Друг или враг?)

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Time to Wake Up (Время просыпаться). 1883 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Off to School (Из школы). 1883 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Marco on the Queen's Breakfast Table (Марко на накрытом для завтрака столе королевы). 1893 г

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) A Special Pleader (Специальный адвокат). 1893 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Suspense (Ожидание). 1894 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) I am higher! (Я выше!)

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) In Disgrace (В опале). 1886 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Trust (Доверие). 1888 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Not Much Wrong (Немного плохо).

Изображение собачек на полотнах великих художников-анималистов привлекают внимание зрителей ничуть не меньшее, чем изображения человека, природы. Давным-давно, во время палеолита, что более 30 тысяч лет назад, люди изображали образы животных на скалах и стенах пещер. Это уже традиция — сохранять на память, в разные способы, рисунки домашних животных, любимцев человека. До нашего времени сохранились барельефы, фрески, керамика с рисунками собак и других животных. У европейских ценителей живописи интерес к картинам с изображением животных начал проявляться в эру Возрождения. На многих картинах, рядом с человеком уже привычно видеть изображение собак. Особенно интересны работы художников, написавших картины, на которых, исключительно, собаки. Художник-анималист передает в своих картинах не только внешнюю привлекательность собаки, но ее характер.

Американский художник Robert Dawson.

Австрийский художник Carl Reichert

Английский художник Briton Riviere.

Американский художник John Sargent Noble


Немецкий художник Conradyn Cunaeus

Английский и американский художник John George Brown

Американский художник Neil Forster

Использованы материалы с сайтов:

http://www.liveinternet.ru/tags/%F1%EE%E1%E0%EA%E8+%E2+%E6%E8%E2%EE%EF%E8%F1%E8/

http://sobakino.com/507-sobaki-v-zhivopisi.html

http://zoomir.mybb.ru/viewtopic.php?id=571

http://lubelia.livejournal.com/604213.html

http://risuy.info/archives/10237

https://parashutov.livejournal.com/182121.html

http://sobakino.com/507-sobaki-v-zhivopisi.html

http://www.iv-obdu.ru/content/view/4814/114/


58

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!