Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе говорить.

Заглавная картинка:
Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе говорить.
Тип статьи:
Авторская
Источник:

Музыка должна высекать огонь из души человека

(Людвиг ван Бетховен)

Музыка… она пробуждает чувства, освобождает энергию, воскрешает художественные образы, учит слушать. Она требует страсти и чувства меры, взывает к опыту и пониманию. Этот опыт и это понимание материализует в звуках, возникающих из тишины и преобразующихся в музыкальный язык. Можно владеть языком музыки, состоящим из звуков, символов, созвучий, различных музыкальных форм и инструментов. Но можно совсем не знать этого языка, полностью отдаваясь воскрешающей изобразительной силе музыки. Музыка, к какому бы жанру она не относилась, «говорит» на универсальном, понятном каждому языке и живет в нас.

Человек простого происхождения, но жаждущий знаний и обладающий утонченным музыкальным вкусом, Бетховен в своем мировоззрении ставил музыку превыше всего. Его музыка пронизана верой в светлые идеалы. Уже в зрелые годы, страдающий от одиночества и болезней, Бетховен был способен предложить уникальные решения в разработке форм. Он намного опережал свое время. Гений, живший в противоречиях между требованиями рационального музыкального построения и проявлением человеческих страстей.

Людвиг ван Бетховен – нидерландец по происхождению – родился в г. Бонне (на Рейне) 1770 года. Это был второй по счету Людвиг: первый родился на два года раньше и вскоре умер. Точная дата его рождения неизвестна. В те времена не было принято записывать дату рождения младенцев «третьего сословия». Сохранилась лишь запись в метрической книге боннской католической церкви Св. Ремигия о том, что Людвиг Бетховен крещен 17 декабря 1770 года. Следовательно, он родился на день-два раньше. В 1774 и 1776 годах в семье появились на свет еще два мальчика: Каспар Антон Карл и Николай Иоганн.

Людвиг родился в мрачной комнате с низким потолком и косой наружной стеной. Это жилище впоследствии стало бетховенским музеем.

Маленький Людвиг отличался редкой сосредоточенностью и замкнутостью. Но это был не самоуглубленный меланхолик, напротив, это был здоровый, крепкий мальчуган, не чуждающийся детских шалостей.

Отец принуждал заниматься музыкой: обнаружив у ребенка незаурядный талант, он заставлял его часами просиживать за клавесином. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. По семь-восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Никакие уговоры перепуганной матери не помогли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне. Концерты мальчика состоялись и в других городах. После выступления в Роттердаме, где юный музыкант имел успех, он остался недоволен голландцами.

Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал с ним заниматься.

До десятилетнего возраста Людвиг посещал начальную школу, где главным предметом занятий являлась латынь, а второстепенными -арифметика и немецкое правописание. Школьные годы дали маленькому Бетховену весьма мало.

Он так и не овладел тайнами умножения. А со знаками препинания всегда бывал не в ладу. Среднего образования Людвигу получить так и не удалось: семья очень нуждалась, и десяти лет мальчик уже остался вне школы. Однако, жадно стремясь восполнить пробелы в своих познаниях, Людвиг много читал и пытался заниматься с более развитыми товарищами. Он был настойчив и упорен. Через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по латыни, переводил речи Цицерона, овладел французским и итальянским языками.

В десять лет Бетховен начал овладевать тайнами композиторской техники, учась у Нефе искусству контрапункта и генералбаса.

К 1782 году относится первое известное нам сочинение Бетховена – фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера.

Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. Мальчик вынужден был работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста.

В 1787 году Бетховен едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствующим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».

Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концертами, давать бесчисленное количество уроков. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений юность.

Лишь в 1792 году Бетховен смог вернуться в Вену, где при поддержке богатого спонсора он начал брать уроки у Йозефа Гайдна. Впрочем, Людвиг быстро разочаровался в учителе: по меркам Бетховена, Гайдн не проявлял достаточного наставнического рвения, а Гайдн, в свою очередь находил 22- летнего музыканта чересчур заносчивым. Да так ли уж нуждался Бетховен в дальнейшем обучении? В 1795 году он дебютировал со Вторым концертом для фортепиано с оркестром, в 1800-м представил на суд Первую симфонию. Так Вена обрела новую суперзвезду.



Множество отвратительных привычек одного весьма успешного композитора

Тем временем друзья Бетховена начали замечать, что он избегает бывать в обществе. Гайдн жаловался, что Бетховен к нему больше не заходит, а гости в доме Бетховена недоумевали, почему у пианиста расстроено пианино. Сам Бетховен отлично знал, что с ним не так: у него слабел слух. Ухудшение происходило постепенно, но в конце концов до Бетховена уже было не докричаться.

Он маялся и другими недугами: кишечными коликами, приступами диареи и частыми головными болями. Бетховен так измучился, что подумывал свести счеты с жизнью. От самоубийства его удерживала только истовая вера в свое предназначение. Осень 1802 года Бетховен провел в городке Хайлигенштадте, где письменно изложил трогательную историю о том, как преданность искусству не позволила ему умереть: «Казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я совершу все то, на что, по моему разумению я способен». По форме это было письмо, обращенное к братьям, но Бетховен его не отправил; этот документ, позднее названный «Хейлигенштадским завещанием», пролежал запертым в письменном столе композитора и был обнаружен только после его смерти.

«Странности» Бетховена не ограничивались эксцентричностью к музыке. Лучше всего ему сочинялось во время ходьбы, и вскоре горожане привыкли к тому, что композитор частенько бродит по улицам, машет руками и хрипло выкрикивает музыкальные фразы, не замечая любопытных мальчишек, которые толпой следуют за ним.

Бетховен нигде не жил подолгу, в Вене он сменил сорок квартир и, случалось, снимал четыре различных помещения одновременно. Жильцом он был, мягко выражаясь, не из приятных. Один из посетителей, навестивших его в 1809 году, сообщал, что композитор живет «в самой грязной и захламленной квартире, какую только можно вообразить».

Бетховен сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров его времени - он небрежно одевался и почти всегда был непричёсанный. Кроме того, он нередко бывал крайне резок. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой, из-за чего Бетховен тотчас оборвал выступление и произнёс: "Таким свиньям я играть не буду!". И удалился, никакие извинения и уговоры не помогли. Однажды Бетховен гостил у князя Лихновского. который был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Людвиг сыграл перед собравшимися. Однако, композитор отказался и заперся в другой комнате. Князь приказал выломать дверь комнаты. Возмущённый композитор тут же покинул имение. И наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: "Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!"

Антония фон Биркеншток

Эта дама была десятью годами моложе Бетховена. В 1808 году под давлением отца она вышла замуж за богатого купца Франца Брентано и вместе с ним переехала во Франкфурт. Но в 1809 году она на некоторое время вернулась с семьей в Вену, где спустя несколько месяцев и познакомилась с Бетховеном. Вскоре между ними зародилась сердечная дружба, переросшая в любовь — наконец-то взаимную, но, увы, не имевшую будущего. Бетховен, друживший с мужем Антони, не решился разрушить их брак. Осенью 1812 года семья Брентано вернулась во Франкфурт. С тех пор в биографии композитора не находится и следа какой бы то ни было любовной связи.

Наполеон разочаровал Бетховена

В 1789 году в Бонн дошли слухи о французской революции. Бетховен приветствовал смену власти в стране: в честь государственного переворота он написал «Песню свободного человека».

Третья («Героическая») симфония композитора изначально была посвящена Наполеону I Бонапарту. Бетховен работал над произведением с 1803 года, но уже в 1804 году композитор разочаровался в Наполеоне из-за того, что он объявил себя императором. Композитор вычеркнул из партитуры симфонии его имя, не поменяв при этом ни одной ноты. Свое разочарование Бетховен объяснил так: «Этот Наполеон — обыкновенный человек. Теперь он будет все человеческие права топтать ногами и станет тираном».Несмотря на глухоту, именно после 1797 года композитор создал самые известные свои произведения, в том числе Девятую симфонию, которая включает в себя часть поэмы Фридриха Шиллера «Ода к радости». Бетховен ввёл в финал 9 симфонии хор. Это считалось тогда тяжким преступлением. Гневные дебаты по этому поводу продолжались в музыкальных кругах ещё десятилетия. К счастью, публику совершенно не заботило мнение крючкотворов; первое исполнение 9 симфонии имело громадный успех. Аудитория забросала Бетховена цветами и наградила оглушительной овацией. Но к этому моменту Бетховен был уже полностью глухим; он сидел лицом к оркестру и не видел реакции зала. Один из певцов, проявив трогательную сердечность, осторожно взял Бетховена за плечи и повернул лицом к публике, чтобы тот мог увидеть её восторг.

Композитор скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Причина его смерти до сих пор неизвестна. Разные исследователи полагали, что ей могли стать тиф, волчанка, сифилис или отравление свинцом. Через три дня после смерти великого композитора похоронили на Центральном кладбище Вены.


Предлагаем Вашему вниманию книги о жизни, любви и творчестве великого композитора из фонда Центральной библиотеки.

Ланди, Э. Тайная жизнь великих композиторов / Э. Ланди. – М.: Книжный клуб 36.6, 2013. – 384 с.

Не щадя никого, от Джоаккино Россини (неисправимого женолюба) до Иоганна Себастьяна Баха (отмотавшего срок) и Рихарда Вагнера (с нездоровым пристрастием к женскому белью), «Тайная жизнь великих композиторов» рассказывает щекотливые, смачные и не всегда приглядные истории о выдающихся мастерах мировой музыки. Словом, то, о чем обычно умалчивают. Вы узнаете, как Эдуард Элгар баловался с взрывчатыми веществами, Джон Кейдж помешался на грибах, а Берлиоз замышлял убийство; и как Джакомо Пуччини воровал трубы из органа, сдавая их на металлолом, чтобы купить сигарет!

Этот урок истории музыки вам никогда не забыть!


Кувшинникова, О. Бетховен и Элиза / О. Кувшинникова. М.: Алгоритм, 2008. – 235 с.

Немало найдется женщин на свете, которых так любили и которым так рассказали о своей любви…

Эта женщина была музой Бетховена и невенчанной супругой композитора в последние годы его жизни, ей посвятил он свое знаменитое послание «К Элизе». Но настоящее имя ее Бетховен не открыл свету, и на это были веские причины. Только после смерти композитора стало известно, как звали «Элизу» в действительности.


Кентон, Л. Сердце Людвига / Л. Кентон. М.: Центрполиграф, 2000. – 491 с.

Интеллектуальный бестселлер Лесли Кентон критики называют «мистическим триллером». Это загадочная история жизни, любви исмерти Людвига ван Бетховена, тонко переплетенная с современностью.

…Американский журналист Майкл становится обладателем двух древних манускриптов. Он узнает о великом немецком композиторе то, что доселе было прикрыто завесой тайны. С этих пор образ Бетховена преследует его. Жизнь Майкла наполняется мистическими происшествиями. Это предупреждение – ему грозит опасность, как и всем тем, кто поглощен личностью этого титана…

Высказывания Бетховена:

«Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»

«Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.»

«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.»

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой.»

«Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки.»

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.»

«Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды.»

«Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.»

«Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.»

«Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь», — говорил он, хотя сам часто терпел нужду и лишения.



65

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!