Юрий Маркович Нагибин. Лирик, романтик, тонкий психолог.

Юрий Маркович Нагибин. Лирик, романтик, тонкий психолог.

Юрий Маркович Нагибин родился в Москве 3 апреля 1920 года. Кирилл Александрович Нагибин настоящий отец будущего писателя, дворянин, незадолго до появления на свет Юрия был расстрелян за участие в белогвардейском восстании в Курской губернии. Он успел попросить друга, адвоката Марка Яковлевича Левенталя, не оставлять его беременную жену. Тот и усыновил Юрия, который какое-то время носил фамилию Левенталь и уже позже узнал о том, кем был его настоящий отец. Вскоре Левенталь был сослан.

Вторым отчимом Юрия стал Яков Семенович Рыкачев, писатель. Он открыл ему книги великих писателей, пробудил у Юрия вкус к словесному творчеству.

В детстве Юрий увлекался спортом, особенно футболом, играл в команде «Локомотив», и так хорошо, что тренер предсказывал ему большое будущее. Однако увлечение литературой взяло верх.

Мать будущего писателя, Ксения Алексеевна, сумела привить сыну любовь к людям, к природе, к животным.

Большое влияние на Юрия Марковича Нагибина оказала его няня Вероня, деревенская женщина с любящим сердцем.

В автобиографической «Книге детства» Нагибин написал о ней, упоминал и в рассказах. Весной Вероня увозила маленького Юру, городского жителя, в родное село Внуково, недалеко от города Михайлова в Рязанской области с прекрасными садами, деревенскими заботами, рыбалкой, походами в ночное.

В «Московской книге» Юрий Маркович писал о детской и юношеской дружбе: «Каким же светлым и чистым было наше не слишком сытое и не слишком нарядное детство. Наше детство проходило не в тепличных условиях, мы выросли на ветру жизни. Радость молодости была для нас в постижении нового, в прекрасных книгах, в музыке, в походах, велосипедных поездках за город, ночевках на озерах и реках, в попытках, что то сделать своими руками, в спорте — не ради получения разряда, а ради самого себя».

Нагибин в 1938 году с отличием окончил школу и поступил в Московский медицинский институт, затем перешел на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), в начале войны институт был эвакуирован в Алма-Ату, а Юрия Нагибина призвали в армию. Он был отправлен в отдел политуправления на Волховский фронт осенью 1941 года, отличное знание немецкого языка решило его судьбу. Политическое управление Красной армии направило его в седьмой отдел политического управления Волховского фронта. Там на фронте ему пришлось и сбрасывать листовки на немецкие гарнизоны, и выбираться из окружения.

В 1942 году Юрий Маркович находился на Воронежском фронте, был инструктором-литератором, тогда же был принят в Союз писателей СССР (понравились его рассказы). Фронтовые обязанности Нагибина были следующие: ведение радиопередач, выпуск пропагандистских листовок, разбор вражеских документов. Он был дважды контужен, на фронте, комиссован. После этого он работал в газете «Труд» военным корреспондентом. Его фронтовой опыт отразился в повестях: «Перекур», «Берендеев лес», рассказах: «Дело капитана Соловьева», «Капельное сердце», «Связист Васильев», «На Хортице» и великолепный рассказ «Солдатская душа» — о бойце Волховского фронта, едущего домой после тяжелого ранения, узнав о прорыве блокады Ленинграда, он поворачивает опять на фронт, в свою часть, чтобы участвовать в наступательных боях, о чем он давно мечтал. Рассказ «Солдатская душа» был опубликован в газете «Красная звезда» (1943).

В «Книге детства» тоже звучит тема войны. Любимый герой писателя — это человек сметливый, ловкий и упорный, с трудовыми навыками, накопленными в предвоенной жизни. Писатель показывает широкий, массовый характер войны. Здесь и солдаты, и партизаны, и мирные люди, снятые войной с насиженных мест: «Отец», «Переводчик», «Шкипер уходит в плавание».

Писатель часто пишет женские образы, образ матери: «Мать», «Большое сердце», «В избе».

Важна и тема военного тыла. Честный, полуголодный тыл в непосильной работе, лишениях, мужестве жил тяжелой, напряженной, тоже героической жизнью. Об этом повесть «Далеко от войны», по ее мотивам снят фильм «Жди меня, Анна».

Творчество Нагибина отличается цикличностью. В нем свободно выделяются целые циклы рассказов. Кроме большого военного цикла, богатейшая серия «Охотничьих рассказов», автобиографические «Чистые пруды» и «Книга детства», деревенские и городские циклы и, наконец «Вечные спутники» — рассказы и маленькие повести о писателях, поэтах, музыкантах.

«Охотничий цикл» сложился за десятилетие с 1954 по1964 года. Он включает в себя более двадцати рассказов, связанных в основном с пейзажами окрестностей Плещеева озера и Мещеры. «Настоящий охотник добр» — пишет Нагибин. Браконьер охотник, как правило, становится дурным человеком во всем, ибо алчное, паразитарное, потребительское отношение к природе распространяется у него на всю жизнь. «Поведение человека на природе во многом определяет его поведение и среди людей» — таково убеждение любимого героя Нагибина, егеря Анатолия Ивановича, и автор с ним полностью согласен.

В 1962 году Нагибин публикует повесть «Страницы жизни Трубникова», ставшую основой фильма «Председатель», режиссера Алексея Салтыкова, где показывает трудную жизнь деревни, хозяйственные заботы, невзгоды и достижения сельских жителей.

Рассказы цикла «Чистые пруды», «Лео моего детства», «Переулки моего детства» носят автобиографический характер.

«Чистые пруды для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна».

Цикл рассказов о детстве, складывающийся в течении 1960-х годов, завершился рассказом «Воробьи под крышей».

Городской Московский человек Нагибин любит столицу и пишет о ней с благодарным сыновним чувством. Статьи и рассказы собраны в книге 1987 года «Москва, как много в этом звуке».

Фильмография и перечень теле и кинопроектов, в которых принимал участие Нагибин, содержит 48 работ (с 1955 по 2017 года).

Среди его сценариев: «Гардемарины», «Детство Бемби», «Директор», «Председатель», «Девочка и эхо», «Красная палатка», «Чайковский», «Тайное эхо», «Дерсу Узала» и другие.

Отдельное место среди сценариев Юрия Нагибина занимают фильмы для детей, в которых затрагиваются проблемы нравственных ценностей, призывающие вернуться к лучшему, что есть в каждом из нас: к любви, милосердию, состраданию ко всему живому на земле. О чем бы он не рассказывал в своих фильмах — о мальчике и старой черепахе («Старая черепаха» — одна из истории фильма «Братья Комаровы»), об умении дружить («Девочка и эхо»). Мир детства в Нагибинском понимании загадочен, необъясним, в нем присутствует оттенок тайны, что придает этим фильмам особое обаяние, эти фильмы противостоят угрозе духовного обнищания, предлагают современным детям задуматься над тем, над чем они сами размышляют крайне редко.

Писатель был женат шесть раз. Детей у него не было.

Юрий Маркович Нагибин умер 17 июня 1994 года в возрасте 74 лет. Свою смерть описал в одном из поздних рассказов «Рассказ синего лягушонка», где рассказал о том, как он умер во сне и явился на тот свет маленьким синим лягушонком.

«Юрий Нагибин прожил длительную писательскую жизнь. Менялись эпохи и правители — от Сталина до Ельцина, от Великой Отечественной войны до перестройки. Несколько раз рушился общественный строй, но в течении полувека был такой русский писатель — Юрий Нагибин. И все эти годы его читатели» — такими словами начинается фильм о писателе «Ничто не вечно …Юрий Нагибин».

Юрий Маркович Нагибин похоронен на Новодевичьем кладбище.

В декабре 2018 года в Москве, в Армянском переулке, на доме 9, где он родился, работал и жил с 1920 года, открыли мемориальную бронзовую доску работы скульптора Александра Руковичникова.

Нет комментариев. Ваш будет первым!