Гению немецкой поэзии посвящается...

Заглавная картинка:
Гению немецкой поэзии посвящается...
Тип статьи:
Авторская

Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года. Его рождение совпало с началом новой эпохи, открытой идеями и деяниями Великой французской революции. Родиной поэта был небольшой немецкий городок Дюссельдорф. В семье Гейне особое значение придавали образованию детей. Уже с четырех лет он начал посещать подготовительную школу. Быстро научившись грамоте, Гейне много читал еще в детстве. В 1807 году он стал слушателем Дюссельдорфского лицея.

Становление Гейне, поэта и человека, способствовал пытливый интерес к миру. Ярким впечатлением в его жизни был приезд в Дюссельдорф в 1811 году Наполеона. Поэтический мир поэта питали и другие события. Таким было знакомство со сверстницей Зейхен. Она знала много сказок, народных преданий, баллад. Первые стихотворения – «Сновидения», написанные вскоре, отражали влияние на пробуждающегося поэта.

Страсть к сочинительству пробудилась у Гейне рано. Свое первое стихотворение он написал в двенадцатилетнем возрасте. «Дон Рамиро» -одно из первых стихотворений, в котором выражена ведущая тема ранней лирики Гейне о неразделенной любви. Серьезные занятия поэзией начались с 1816 года.

В феврале 1817 года в Гамбурге, куда Гейне переехал, он впервые печатает свои поэтические опыты в газете « Гамбургский страж». Пережитое в гамбургский период жизни нашло выражение в раннем поэтическом цикле «Страдания юности».

В июле 1819 года Гейне возвращается в Дюссельдорф, где ему предстояло готовиться к поступлению в Бонский университет. Литература и философия целиком занимали Гейне. Он с увлечением читает и переводит современных английских поэтов, занимается восточной поэзией, изучает труды по истории и теории искусств. Не проучившись и года в Боннском университете, Гейне решил продолжить образование в Геттингене, где он тоже надолго не задержался.

В силу семейных обстоятельств Гейне вновь оказался в Гамбурге и там рождается цикл «Фресковые сонеты Христиану З». Имя друга в названии цикла появилось не случайно. Оно указывало на крепкую связь прошлого и нынешнего.

В 1821 в апреле Гейне прибывает в Берлин для продолжения обучения в Берлинском университете.

В декабре 1821 года вышел поэтический сборник. В него вошли стихи, затем составившие один из разделов первого цикла «Книги песен». Книга Гейне обратила на себя внимание и вскоре появились благожелательные рецензии, авторами их были известные литераторы.

По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладевал законами драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор». Трагедия о далеком прошлом всем своим смыслом была обращена к настоящему. Ярко романтическая по форме, трагедия имела конкретный политический смысл.Трагедия не сводилась лишь к проблемам испанской жизни. ЕЕ бунтарский пафос был направлен против любых форм политической тирании и религиозной нетерпимости. В трагедии провозглашалось право каждого народа на свою независимость и осуждалось всякое проявление национальной исключительности.

В январе 1822 года Гейне написал вторую трагедию «Вильям Ратклиф». Она была создана в традициях очень популярной в эти годы «драмы судьбы». Романтический бунтарь видит, что общество основано на узаконенной социальной несправедливости.

Занятия драматургией побуждают Гейне ближе познакомиться с театральной жизнью Берлина.

В апреле 1823 года появились первые экземпляры второй книги «Трагедии с лирическим интермеццо».

В мае 1823 года Гейне приезжает в глухой провинциальный Люнебург, где уединенно жили его родители, поправить свое здоровье.

В январе 1824 года Гейне возвращается в Геттингенский университет, чтобы закончить свое образование.

В середине мая 1826 года вышла книга «Путевые картины» (часть первая), положившая начало многолетнему сотрудничеству Гейне с гамбургским коммерсантом по книжному делу Ю Кампе.

В июле 1826 года Гейне уезжает на Нордерней. Море было единственным лекарем который на время врачевал мучительные головные боли. Море дарило и вдохновение. Этим летом был завершен поэтический цикл «Северное море». Пребывание на море укрепило здоровье Гейне. Он с вдохновеньем ушел в работу над новой книгой «Путевых картин».

Второй том «Путевых картин» вышел в свет в апреле 1827 года. Он умножил литературную славу Гейне и закрепил за ним репутацию неблагонадежного писателя.

В середине ноября выходит в свет «Книга песен», прочно утверждая за Гейне репутацию одного из крупнейших поэтов Х1Х века. «Книга песен» составлялась из стихов, написанных в разное время и по разным поводам, печатавшихся отдельно и целыми циклами.

«Книга песен» - лирическая исповедь высокого мужества и пламенной веры в победу лучших начал жизни. Отражая во всей полноте драматизм эпохи, она будила гражданское сознание, звала к деянию и борьбе. Это не только творческий итог, но и выход к новым книгам.

Третий том «Путевых картин», содержащий «Путешествие от Мюнхена до Генуи» и «Луккские воды», вышел в свет в канун 1830 года.

В конце мая Гейне приехал в столицу Франции. Противоречивые чувства владели Гейне в первые дни пребывания во Франции. С щемящей болью он вспоминал о родине. Пусть все эти годы он жил в Германии как гонимый странник, нуждался, страдал, но он оставался истинным, любящим сыном Германии. Между тем общественная и культурная жизнь Парижа все больше захватывала Гейне. С января 1832 года начинают публиковаться корреспонденции Гейне, которые вскоре составят его новую книгу «Французские дела», посвященную политике и общественной жизни Гейне, выступая летописцем послереволюционной Франции.

Глубокая и искренняя причастность к делам родины звучала с особенной остротой в « Предисловии». Гейне бичевал в «Предисловии» глупость подвигов Австрии и Пруссии.

Интернациолизм –ведущая черта зрелого творчества Гейне. Идея сближения народов неизменно руководила поэтом во всех его литературных и издательских начинаниях. Свои книги о Франции он адресовал немцам, а о Германии – французам.

В 1836 году была выпущена книга «Романтическая школа», посвященная современному литературному движению в Германии. Литературное движение было рассмотрено в единстве с развитием общественным, а критерий художественности оказался неотрывен от идейно – политических задач искусства.

В июле 1837 года вышел третий том «Салона». Он содержал «Флорентийские ночи» и «Духи стихий».

Поэзия Гейне – это поэзия борца и беспощадного сатирика. Поэзия у него приравнивалась к высшим человеческим ценностям, определялась мерой любви и жизни.

В конце сентября 1844 года вышел в свет том «Новых стихотворений», куда вошли стихотворения циклов «Новая весна», «Разные», «Романсы», поэма «Тангейзер». Новым был цикл «Современные стихотворения» и поэма «Германия. Зимняя сказка». Поэма «Германия. Зимняя сказка» умножила поэтическую славу Гейне. Пламенное слово немецкого поэта во всей полноте выразило помыслы и чаяния демократически настроенной части европейского общества.

Знакомство с директором лондонского театра привело к написанию в 1846 году пантомимы «Богиня Диана» и танцевальной поэмы «Доктор Фауст». В 1853 году был написан прозаический фрагмент «Боги в изгнании» и таким образом сложилась трилогия.

В последние годы Гейне пишет художественное полотно «Романсеро». В первом цикле – «Истории» преобладает повествовательная лирика – баллада и стихотворная новелла. Последний цикл – «Еврейские мелодии» возвращает повествование в эпическое русло. В этой книге поэт не только скорбит и печалится, он бичует и разоблачает. Жестокое время не отняло у него веру в человека, не погасило надежды на непременную победу добра и правды в мире. В «Романсеро» Гейне передал трагедию личную и общественную.

Большая работа Гейне последних лет его жизни – это трехтомник прозы и поэзии, который появился в октябре 1854 года под названием «Разные сочинения Генриха Гейне.

Генрих Гейне вступил в немецкую литературу в пору позднего романтизма. И романтизм стал колыбелью и школой его поэзии и прозы. Как истинный романтик Гейне воспринимал мир в движении и развитии, во всем неповторимом его многообразии, в ярких контрастах непримиримого столкновения добра и зла. Весь свой творческий путь Гейне прошел с острым осознанием несовместимости высокой мечты и негодной действительности.

________________________________________________________________________________

Вы также можете посетить страничку Молодёжного театра-студии «Паллада».

Объявление:

Объявляется дополнительный набор в труппу Молодёжного театра-студии «Паллада».

Запись на собеседование по тел.: 8 (914) 026 6815.

161

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!