Борис Львович Васильев. Жил, как писал, а писал, как жил.

Борис Львович Васильев. Жил, как писал, а писал, как жил.

Продолжает цикл мероприятий, посвященный писателям-фронтовикам Борис Львович Васильев, который родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец, Лев Александрович Васильев, кадровый офицер Царской армии в последствии Красной и Советской армий, пережил три армейские чистки. Мать Елена Николаевна, урожденная Алексеевна, из известного старинного рода, связанного с именами Александра Пушкина и Льва Толстого.

В Смоленске прошло детство Бориса Васильева. Он вспоминал: «Очень уютный город. Вечером гулянья на улице Пушкина. Доброжелательное население. Незнакомые люди чуть ли не здоровались друг с другом за руку на этих прогулках. Конечно, сейчас все изменилось».

Дом, где жил Борис Васильев на Покровке, не сохранился. В селе Высоком было имение его деда, где Борис жил в детстве.

В Смоленске Васильев учился в 13 образцовой школе имени Бубнова. Затем отца, Льва Александровича, перевели в Воронеж, где Борис успел окончить девятый класс.

Поколение Васильева, родившееся после кровопролитной гражданской войны, выросло в условиях террора.

«Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора – напишет позже Борис Васильев, — но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

Рано проявившееся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе с детства переплелись в его сознании. Во время учебы в Воронежской школе он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе с другом рукописный журнал.

Когда закончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев добровольно ушел на фронт в составе истребительного комсомольского батальона 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск.

Из воспоминаний Бориса Васильева: «На войну я ушел добровольно, ведь я из потомственной офицерской семьи. Отцовские друзья не поняли бы, если бы я не пошел. На фронте я был уже 9 июля и сразу же попал в окружение. То, что я уцелел это великое везение, случайность. Меня направили в Смоленскую область, что и спасло меня. Я попал в места, которые хорошо знал. В любой другой местности я бы пропал, особенно в степи. Отец научил меня ориентироваться на местности, точно выбирать направление без карты и компаса. Это и спасло меня в окружении. Я знал, куда идти не только потому, что хорошо знал лес, не боялся его, но и точно знал направление».

В октябре 1941 года Васильев вышел из окружения. Затем был лагерь для перемещённых лиц, откуда по личной просьбе будущий писатель был направлен сначала в кавалерийскую полковую школу, а потом – в пулемётную. Служил в 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь.

Осенью 1943 года Васильев поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, где и встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк.

Борис Васильев – участник Великой Отечественной войны, затем – кадровый военный и потому солдатскую долю испил до конца. Он наделен обостренным чувством трагического, ибо его жизнь, как и жизнь его сверстников была под прицелом смерти. Сколько он повидал на своем веку – страшных, героических, бессмысленных и всегда неожиданных смертей товарищей, однокашников, земляков.

После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем на Урале. Уволился из армии 1956 году в звании инженер-капитана. В рапорте причиной своего решения он назвал желание заниматься литературой.

Первым произведением, вышедшим из-под пера Бориса Васильева, стала пьеса «Танкисты» в 1954 год. В ней говорилось, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений.

Позже, уже в 1970-х годах Борисом Васильевым и Кириллом Рапопортом был написан сценарий фильма «Офицеры» по пьесе «Танкисты». На вопрос, заданный Васильеву в одном из интервью: «Как возникла идея фильма?» — он ответил: «Идея возникла довольно просто. Потому что я из потомственной офицерской семьи. Мой прапрадед – герой Бородинского сражения, генерал –лейтенант. Я офицер, окончил Бронетанковую академию, 15 лет служил в армии. Это среда, которую я хорошо знаю. Я знаю, что военные понимали, что такое офицерская честь для русского офицера, что такое слово, данное офицером. Оно не берется назад никогда в жизни. Иначе тебе руки не подадут. Там был совершенно особый кодекс, который и я и мои предки старались соблюдать».

По воспоминаниям, Алексей Трофимов – главный герой пьесы был в некоторой степени списан с отца Васильева, Льва Александровича, воевавшего с басмачами.

С 1917 года до послевоенного времени, вот временной охват «Офицеров», чья профессия «Родину защищать». Много в сценарии, как в жизни разного: здесь и смешное, и трагическое, но самое главное – Добро, Человеческая честь, Достоинство, Любовь, Благородство, Справедливость.

В 1969 году в журнале «Юность» была напечатана пронзительно грустная повесть о войне «А зори здесь тихие» — о девушках зенитчицах, разных и прекрасных, юных – вчерашних школьницах, и о герое-старшине, их командире. Повесть имела большой успех, читательский отклик. Режиссёром Станиславом Ростоцким по повести снят одноименный фильм. Повесть Васильева и сам фильм очень трагичны, но в душах людей остается что-то светлое, и главное – память, преклонение пред простыми девчонками, которые даже не осознавали, что совершили подвиг. «А зори здесь тихие» — это женское противостояние войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» и «Завтра была война».

Повесть «Завтра была война» шла к своим читателям нелегким и долгим путем, потому что зло, увиденное литературой, обычно прячется от нее, предпочитая оставаться только в жизни.

Перед читателями повести «Завтра была война» девятиклассники 1940 года, активисты, комсомольцы, они дружны, честны, это настоящие хорошие, люди.

В стране же – время сталинских репрессий. Отца одной из девочек – Вики Люберецкой – арестовывают, а саму Вику завуч хочет заставить на собрании отречься от отца. Вика не пришла на собрание, она покончила с собой. Новый директор Николай Григорьевич противостоит подлости и доносительству. Директор и комсорг класса Искра Полякова вместе с одноклассниками решают идти на похороны подруги и почтить ее память. А через несколько дней приходит известие, что отца Вики, Леонида Сергеевича Люберецкого, признали невиновным и отпустили. Ромахин утверждает: «Убивает не только пуля, не только клинок или осколок – убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость».

Автор не рассказывает, как воевали бывшие девятиклассники, у которых «Завтра была война» но потому, что из сорока человек до седых волос дожило 19, а из них мальчишек только четверо, можно сказать, что они храбро защищали свою Родину, совершая подвиги; как Георгий Ландыс, Артем Шефер, Владимир Храмов, Искра Полякова.

Повесть Бориса Львовича Васильева о защитниках Брестской крепости «В списках не значился» имеет документальную основу. Быль здесь тесно переплелась с народной легендой о брестском герое, имя которого Николай, воинское звание – лейтенант. Герой романа – последний защитник крепости, так и не склонивший головы. О прошлом Николая Плужникова сказано мало. Он очень молод, и его эмоции и мечты очень молоды. Отношение к жизни наивно, ясно и безоблачно.

Николай Плужников стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет убить можно, а победить нельзя» — говорит Плужников.

Политрук, фельдшер, старшина Семишный, завещавший знамя Плужникову, — звенья одной цепи. Николай с отчаянием кричит в первый день войны: «Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!»

На суждено было Николаю Плужникову найти свой полк и быть зачисленным в списки. Последние месяцы жизни лейтенанта Плужникова – каждодневный подвиг человека, продолжающего драться в одиночку.

Роман символизирует великую нравственную победу.

Тему войны и судьбы поколения Борис Васильев продолжил в рассказах «Ветеран», «Старая Олимпия», «Неопалимая купина».

С чувством боли и сострадания он пишет о женщинах на войне, их загубленной или опалённой юности. Рассказать о них, дочерях, сестрах, невестах войны, для писателя Бориса Васильева – исполнить священный долг.

Рассказы Бориса Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью, потому что слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в личной жизни.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» занимает в творчестве писателя особенное место. В поединке с браконьерами, которые стреляют в лебедей гибнет главный герой романа – Егор Полушкин, которого называют в деревне «Егором бедоносцем» из-за постоянного невезения.

Роман – одна из частей своеобразной трилогии Васильева о современной жизни. Ему предшествовали повести «Иванов катер» и «Самый последний день». Повести и романы объединяет одна общая тема – извечный конфликт между силами добра и зла. По роману режиссером Родионом Нахапетовым снят художественный фильм.

В романе «Были и небыли» Васильев обращается к истории русской интеллигенции. Он повествует о семье Алексеевых (в романе Олексиных). Произведение написано в жанре семейного романа. На примере семьи Васильев прослеживает зарождение русской интеллигенции.

Автор объединил шесть произведений, в которых действия происходят с Пушкинских времен до середины 20 века: «Записки прадеда», «Были и небыли», «Утоли моя печали», «И был вечер и было утро», «Дом, который построил дед», «Вам привет от бабы Леры». В этих произведения Васильев показывает возвышенную и трагическую судьбу интеллигенции, ее деяния и заблуждения. Она и сама подвергалась жесточайшим репрессиям, но благодаря тому, что ее традиции не были полностью уничтожены, сумела неформально возглавить народ во время Отечественной войны, что и привело к победе.

Один и з последних романов «Отрицание отрицания» вошел в десятку самых покупаемых книг 2005 года. В нем, начиная с революции 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны, показана жизнь мелкопоместных дворян Вересковских: трагическая судьба этой семьи – судьба самой России «странной страны» «дочери отрицания жизни».

Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть («Вещий Олег»), о предпосылках смутного времени и его последствиях («Князь Ярослав и его сыновья»). В романе «Ольга, королева русов» рассказывается о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству.

Борису Васильеву также принадлежит множество публицистических произведений. Тематика их охватывает самые разные темы нашей жизни.

В конце 80 годов Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: он депутат 1 съезда народных депутатов СССР.

Борис Львович – лауреат Государственной премии СССР, премии Президиума России, независимой премии движения академика Андрея Дмитриевича Сахарова «Апрель». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством», Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

Борис Львович Васильев умер 11 марта 2013 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

С 25 по 31 августа 2013 года в Смоленске прошел Шестой Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссёров «Золотой Феникс», где впервые вручали специальный приз имени писателя Бориса Васильева. Его присудили Николаю Порасичу и Владимиру Мосеву за документальную картину «Борис Васильев. Моя война».

Нет комментариев. Ваш будет первым!