Танец в живописи: Вальс

Заглавная картинка:
Танец в живописи: Вальс
Тип статьи:
Авторская

Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня.

Был тихий вечер, вечер бала,
Был летний бал меж темных лип,
Там, где река образовала
Свой самый выпуклый изгиб.

Был тихий вальс, был вальс певучий,
И много лиц, и много встреч.
Округло-нежны были тучи,
Как очертанья женских плеч.

Был алый блеск на склонах тучи,
Переходящий в золотой,
Был вальс, призывный и певучий,
Светло овеянный мечтой.

Был тихий вальс меж лип старинных
И много встреч и много лиц.
И близость чьих-то длинных, длинных,
Красиво загнутых ресниц.

(Виктор Гофман. Летний бал (1905)

ВАЛЬС (франц. valse; от нем. walzer, walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным — от медленного до быстрого.

Frederick Vezin (1859-1942) На балу

Существуют различные виды вальса: наиболее популярный — в три pas (valse a trois temps); в два pas (a deux temps), во Франции его называли русским; миньон; алеман («вальс втроем»), вальс-бостон и др.

В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века.

Wilhelm Gause (1853-1916) Court Ball at the Hofburg

В повседневной жизни человека огромную популярность приобретают общественные балы, которые устраиваются не только во дворцах аристократической верхушки, но и в театрах, в других публичных заведениях (иногда — в парках и скверах).

Некоторые исследователи называют вальс «истинно немецким» танцем и считают родиной танца Вену. Ритмы вальса, по их мнению, можно встретить еще в древних народных песенках, в репертуаре миннезингеров, среди которых особое место принадлежит Нейтхарту фон Роенталю. Его танцевальные песенки, отличались живым ритмом, непринужденностью и обладали характерными особенностями лендлера и венского вальса, распространившихся позднее. Значительную роль в становлении этого танца отводят также музыканту Марксу Августину — автору незатейливых песенок, исполнявшихся в пивных и пригородных кабачках. Среди них особую известность получила песня «Мой милый Августин».

Wilhelm Gause (1853-1916)

Непосредственные предшественники вальса — это бытовавшие в конце XVIII века 3-дольные танцы — лендлер и дойче. Типичными для них являются широкие, свободные движения, скользящий шаг, легкие покачивания корпуса и повороты в подвижном темпе. В музыкальном отношении помимо оживленного темпа и музыкального размера вальс объединяла с ними характерная формула аккомпанемента: слегка подчеркнутый бас на сильной доле и два одинаковых аккорда на слабых долях. Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, или дойче («немецкого танца»), нашел претворение в музыке венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен).

Charles Wilde (1856-1905) The ball

Особенно интенсивно развитие вальса проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного «королем вальса». И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 вальсов («Walzerkette» — «цепь вальсов») с интродукцией и кодой, обогатил вальс со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно вальсу. Наиболее известны его вальсы: «Прекрасный голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса». Творчество Штрауса-сына ознаменовало вершину эволюции вальса как символа веселой, беззаботной и элегантной эпохи и способствовало тому, что танец стал исполняться более грациозно, более красиво и трепетно.

Harrison Fisher (1875-1934)

Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов — простая 2-частная или (реже) 3-частная — типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Шуманом («Бабочки» и «Карнавал» для фп.) и Брамсом (16 вальсов для фп. в 2 или 4 руки, «Вальсы любви» и «Новые вальсы любви» для вокального квартета, а также для фп. в 4 руки).

Brent Lynch. Under the Stars

Со временем вальсовость приобретает огромное значение в музыке, становится выражением лирического начала. Нередко ритмическое движение вальса ощущается в произведениях, где, по существу, нет налицо типичных для вальса формул сопровождения или 3-дольного ритма (Чайковский Вальс для фп. на 5/8, вторая часть Симфонии № 6 на 5/4, многие лирические темы вокальных и инструментальных сочинений).

Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Walc

Кроме того, в XX веке появляется новый вид вальса — вальс-бостон, пришедший в Европу из Северной Америки в 20-х гг. В ряде стран вальсу придавали национальные черты: так родился венгерский вальс, вальс-мазурка и многие другие.

Julius LeBlanc Stewart (1855- 1919) Бал

Танец. Художник не способен изобразить звук, но он может передать движение и настроение – лёгким жестом, наклоном головы, складкой на платье, мимолётной улыбкой на лице танцовщицы, напряжением мужских мышц.

Philippe Jacques Linder (1835-1914) Waltz at the Bal Mabille

Танец рисовать трудно, точно так же, как трудно зрительно ухватить и передать на холсте любое движение. Однако выразить с помощью кисти душевный порыв танцора, его чувства и эмоции – задача двойной сложности. Возможно, тем самым танец так притягателен для художников, ведь смысл их творчества - запечатлеть прекрасное и вдохнуть в полотно душу.

Winslow Homer (1836-1910) Русский бал в Академии музыки, ноябрь 1863 г.

Владимир Сергеевич Первунинский (1957 - )

Далекий и уже почти совсем забытый, но волнующий воображение XIX век, со своим неповторимым бытом, размеренным ритмом, чуть наивный, но такой восхитительный и прекрасный. Так можно сказать об этом времени, когда смотришь на холсты Владимира Первунинского. Каждая картина автора несет в себе трогательные нотки ностальгии, по той имперской России, о которой теперь можно узнать лишь из книг, мемуаров, исторических хроник.

Владимир Первунинский. Бал


Владимир Первунинский. В звуках вальса


Владимир Первунинский. Великосветский бал


Владимир Первунинский. Вальс

Алексей Лямин (1957 - )

Художник De Lyamine (Алексей Лямин)
Лямин — наш современник, родился в 1957 году, в 1982 году окончил Академию художеств, подготовил ряд эстампов на тему Куликовской битвы. А потом, в какой-то момент уехал во Францию, и с тех пор о его жизни у нас в России известно мало. Из достоверных сведений — принимал участие в парижском издании русской классики, в частности, "Маскарада" Лермонтова.

Алексей Лямин


Алексей Лямин


Алексей Лямин


Алексей Лямин


Алексей Лямин


Алексей Лямин

Дмитрий Белюкин (1962-)

Родился в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И. Сурикова. Дмитрий Белюкин – известный московский художник, получивший широкое признание не только среди профессиональных кругов, но и среди зрителей. Д. Белюкина можно считать верным и убежденным последователем традиций русской реалистической школы.

Дмитрий Белюкин (1962-) Бал

Дмитрий Белюкин (1962-) Бал

Пьер Огюст Ренуар (1841 – 1919)

Пьер Огю́ст Ренуа́р — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Известен, в первую очередь, как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности.

Pierre-Auguste Renoir (1841 — 1919) Country Dance

Pierre-Auguste Renoir (1841 — 1919) La danse а la ville

Pierre-Auguste Renoir (1841 — 1919) Tanz im Bougival

Morgan Weistling (1964-) The Waltz


Неизвестный художник. La Walse (1801)


Михаил Александрович Зичи (1827 - 1906) Бал в концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 г.


Сергей Петрович Иванов (1893 – 1983) La valse


Рамиль Гаппасов (1965-)


Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь.

Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!

Материалы подобраны из интернета

Источники:

http://www.balletmusic.ru/dances_6.htm#1

https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/07/31/tanets-v-zhivopisi-vals

https://danilovmaster.ru/reproductions_belykin.html

https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1243-hudozhnik-per-ogyust-renuar-kartiny-biografiya.html

http://www.liveinternet.ru/users/elinor_051/post351825489

http://slova.org.ru/gofmanv/letnijbal/

http://www.balletmusic.ru/dances_6.htm



549

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!