Бонсай – тайна и очарование востока

Заглавная картинка:
Бонсай – тайна и очарование востока
Тип статьи:
Авторская

Бонсаи… Это японское слово символизирует искусство выращивания деревьев в миниатюре на подносах и в горшках.

Bonsai символизирует стремление человека к вечному счастью, семейной идиллии, беззаботной старости.

Бывает, в кровати перед сном
Не можешь глаз сомкнуть,
И рушатся иллюзии о том,
Что выбрал верный путь.

Как только веки закрывались,
Ты видел дерево бонсай,
И ветви с жизни появлялись,
Что цвели как вишни в май.

И видишь ключевой момент,
Который кажется развязкой -
Всех твоих в дальнейшем бед,
Что рождались с серой краской.

(Сергей Сапицкий)


Бонсай — обычное дерево, выросшее необычным способом. Его специально выращивают маленьким и кривым.

Бонсай — искусство садоводства, имеющее свою многовековую историю. Его родина — Китай и Индия. В Японии бонсай появился в VI веке благодаря странствующим монахам.

Японские мастера разделяют искусство бонсай на 15 стилей. С помощью них деревцу можно придать самую причудливую форму. Названия стилей — «метла», «снесенные ветром», «каскад», «ползучий лес» и др. — говорят сами за себя. Причем бонсай могут быть не только деревья, но и кустарники, и даже трава. Смысл необычного искусства выращивания деревьев — подчеркнуть красоту природы, показав ее в одном или нескольких миниатюрных растениях. Чтобы деревце выглядело максимально естественно, мастер бонсай должен быть не только умелым садоводом, но и художником. Он должен мысленно представить образ будущего деревца (причем здесь мастер может разгуляться как следует), а потом воплотить его в растении. Бонсай часто представляют только комнатным растением, но выращивать их можно и в саду.

Основную роль в растении играют ствол и ветви, ведь они и создают необходимый мастеру образ. Большое значение также имеет нэбари — система выступающих на поверхность корней. Эдабари — распределение ветвей на стволе — должно быть очень строгим. Не допускаются пересекающиеся, тонкие и растущие из одного места ветки. Листья бонсай должны иметь приятную окраску, быть мелкими и в обилии располагаться в кроне дерева. Кора обязательно должна быть шершавой и старой. Одной из важнейших ступеней создания бонсай является выбор контейнера. Казалось бы, какая разница, в каком горшке растет деревце, все равно оно — произведение искусства. Но ведь с растением мучений больше всего! Интересен тот факт, что бонсаисты обычно выбирают растения местной флоры. Так что для России вполне подходят березки! В Японии насчитывается более 100 тысяч бонсай, причем некоторым из них уже несколько сот лет. Все они являются народным достоянием.

Смотреть на бонсай очень приятно, это успокаивает и наводит на философские размышления. Если у вас нет своего деревца, но даже увиденная на картинке композиция бонсай производит неизгладимое впечатление. А выращивать их, наверное, еще приятней. Но какое требуется восточное терпение, чтобы в течение десятилетий ждать желаемого результата!

Слово “бонсай” японского происхождения, и означает оно “дерево на подносе или на плошке”. Однако, зародилось искусство выращивания бонсай не в Японии, а в Китае. Первое упоминание об этих деревцах относится к III в до н.э., времени правления китайской династии Цинь.

В китайской философии особое значение придавалось дереву как связующему неба и земли. Во время правления более поздней династии Сун буддийские монахи выращивали бонсаи в маленьких горшках, считая это одним из способов достижения духовного совершенства.

В период династии Мин (XIV-XVII вв) занятие выращиванием бонсаи послужило поводом для изготовления керамических горшков различных форм.

Только в XII в искусство бонсаи появляется в Японии. Интерес к нему особенно возрос в период Эдо (XVII-XIX вв). В это время бонсаи становятся украшением дворцов императоров и домов обычных граждан.

В Европе бонсаи появились только в XVI в. Эти деревца путешественники привозили с Востока, европейцы вскоре придумали им шуточное название “японский курьез”.

Специалисты выделяют три типа этих многолетних деревьев: мини-бонсаи размером 5-15см, классический –15-60см, большие бонсаи – 60-120см. Каскадные бонсаи выделяют в отдельную группу.

В очертаниях классического бонсаи видна форма треугольника, символизирующего гармонию трех основных понятий японской философии “небо”, “земля”, “человек”. Бонсаи являются символом вечности и мудрости, они олицетворяют гармонию человека и природы, воплощают принцип “в малом увидеть большое”.

Миниатюрное деревце должно было повторять формы естественного дерева, растущего на морском берегу или горном склоне. Самые маленькие бонсаи находили на крышах дворцов или в расселинах скал, куда ветер заносил семена деревьев.

Существует несколько стилей бонсаи, каждый из которых передает особое настроение. Стили определяются по форме ствола: вертикальный стиль- ствол прямой; наклонный стиль – ствол отклонен от вертикали (такие деревья обычно растут на берегу моря, сопротивляясь ветру и воде); каскадный стиль – дерево, выросшее из маленького семени, занесенного ветром на скалы (растущее над пропастью, оно символизирует мужество, силу и несгибаемость). Остальные стили (“полукаскадный”, “дерево с обнаженными корнями”, “на камнях”, “на скале”) считаются производными от основных стилей.

Существует самостоятельный жанр искусства бонсаи – “бонкеи”, это пейзажи на блюде или подносе. Для их выполнения используют камни, песок и сезонные растения. При составлении таких композиций бонсаисты издавна обращались к китайскому пособию по изобразительному искусству “Слово о живописи из сада с горчичное зерно”, написанному еще в XVII в.

Иногда в один горшок высаживают несколько деревьев, в таком случае их должно быть нечетное количество.

Емкость для посадки бонсаи следует выбирать круглую, овальную или прямоугольную желательно зеленого, светло-бежевого, а иногда и черного цветов. Длина основания горшка должна составлять не более 2/3 от высоты дерева. Если дерево горизонтальной формы, ширина ветвей должна быть больше длины контейнера; глубина должна равняться ширине ствола.

<p "="">БОНСАЙ — ИСКУССТВЕННОЕ ДЕРЕВЦЕ СВОИМИ РУКАМИ

Использованы материалы:

Литература (из фонда Центральной городской библиотеки)

1.Дханда, Лейла. Культура бонсаи: Выращивание карликовых деревьев/ Л. Дханда; Пер. с англ. И.Н. Гена.- М.: Лесн. пром-сть, 1990.- 127 с.: ил.

2.Пронников, В. Икэбана, или Вселенная, запечатленная в цветке.- М.: Наука, 1985.- 175 с.: ил.

Сайты

https://shkolazhizni.ru/plants/articles/7641/
http://www.flowerstoday.ru/articles/article10.html

49

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!