От древних мифов до "Девочки на шаре"

Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок
Пабло Пикассо
В сентябре состоялся Фестиваль «Звук вокруг», организованный Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Больше месяца как прошло это знаковое событие в нашем городе, а теплые воспоминания остались.
Напомним, что современный Пушкинский музей — один из самых популярных музеев Москвы. Его парадную лестницу, Итальянский дворик с копиями скульптур, в том числе огромного «Давида» Микеланджело, коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов многие помнят с детства, а туристы обязательно включают в путеводители.
Итальянский дворик Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
При этом часто забывают о том, что собрание музея не исчерпывается концом XIX и началом XX веков, оно содержит множество произведений европейского искусства от эпохи Возрождения до второй половины XIX века.
В рамках Фестиваля в информационно-библиотечном центре «Доступный город» прошли мастер-классы «Место силы». По окончании мероприятий центру были подарены книги, изданные специалистами Пушкинского музея.
Книг немного, однако все они составляют особую ценность. С одной из них, «Исполиновы горы» немецкого живописца К. Фредерика, мы уже знакомили наших читателей. Сегодня поговорим подробнее о других дарах, которые также заслуживают пристального внимания.
Большинство читателей с детства знакомы с мифами и легендами Древней Греции и Древнего Рима прежде всего благодаря огромному количеству детской литературы, написанной на эту тему. Книги, рассказывающие о богах и героях античного мира, в наше время стали одними из самых популярных и востребованных, начиная с дошкольного возраста. Мифологические истории, возникшие почти три тысячи лет тому назад, на протяжении многих веков вдохновляли на создание произведений искусства многих художников и скульпторов. В художественных музеях значительную часть коллекций составляют картины и скульптуры на мифологические сюжеты. Не является исключением и московский Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Помочь юным зрителям и их родителям ориентироваться в музее в мире античных мифов, словно оживающих в произведениях искусства призвано издание:
Книга-альбом знакомит читателей с наиболее известными произведениями западноевропейских мастеров на мифологические сюжеты — картинами, скульптурами и предметами декоративно-прикладного искусства, хранящимися в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Античная мифология, легенды, образы богов и героев стали источником вдохновения для многих художников и скульпторов, творивших в разные эпохи, в разных странах, начиная с Древней Греции, где впервые появились мифы.
Главная цель издания привлечь внимание детей к музею и его сокровищам, пробудить интерес к искусству, способному пронести сквозь века и показать современным зрителям красоту, мудрость, занимательность мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
Добавим, что эта книга является эксклюзивным изданием эстетического центра воспитания детей и юношества «Мусейон» Пушкинского музея.
Ковалдина, Н. Н. Ожившие мифы. Мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина / Н. Н. Ковалдина, ред. Л. В. Платова. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2023. — 112 с.: ил.
В издательстве «Арт Волхонка» совместно с Пушкинским музеем вышли в свет две новые книги из серии «Читаю – рисую».
В работе над иллюстрациями к книге «Пять итальянских сказок» учениками изостудии «Мусейон» под руководством Натальи Золотовой были использованы экспонаты, представленные в залах Музея. Это и слепки со скульптур эпохи Ренессанса, и подлинная цветная майолика Италии, и искусство мозаики.
Пять итальянских сказок. - М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. — 128 с.: ил.
В книге юный читатель найдет ответы на многие вопросы, например, как из апельсина появилась настоящая принцесса, сколько грузовиков нужно, чтобы перевезти самую большую морковку в мире и почему не стоит лезть в чужой огород? Веселые, страшные (но с хорошим концом), загадочные и поучительные сказки итальянского народа наверняка понравятся детям.
Каждую сказку иллюстрирует несколько рисунков. Ученики изостудии, ребята 5-13 лет, хорошо знакомые как с историей искусства, так и с различными графическими техниками (пастель, гуашь, тушь, маркер, коллаж). Юные художники решили оформить сюжет по-своему, выбрав собственную манеру и материалы. Для оформления разделов книги дети обратились к картинам Джузеппе Арчимбольдо, по мотивам которых нарисовали портреты – перевёртыши. Читайте, вдохновляйтесь и тоже начинайте рисовать!
Отметим, что Наталья Золотова – живописец и график, окончила Московский полиграфический институт. Она является частницей многих выставок в России и за рубежом, член Московского союза художников.
Воспитанники Натальи Золотовой проиллюстрировали книгу, которую мы также предлагаем к прочтению, это "Девочка на шаре. Семь рассказов про Дениску". Любимые истории необычно и интересно оформлены рисунками студийцев. А вдохновили их картины художников-модернистов из коллекции Пушкинского музея - Анри Матисса, Поля Синьяка, Анри Руссо и других. Не случайно один из рассказов называется, как картина Пабло Пикассо – «Девочка на шаре».
Драгунский, В. Девочка на шаре. Семь рассказов про Дениску / В. Драгунский. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. — 176 с.: ил. — Серия «Читаю и рисую».
Вспомним, что Виктор Драгунский писал свои рассказы в эпоху оттепели, когда интерес к западной живописи был очень велик. Перелистывая книгу, читатели вновь погрузятся в мир детства, полный не только романтической грусти, серых тонов города и сложных размышлений ребенка, но и оптимизма, и ярких красок.
Денис Драгунский — прототип героя книги «Денискины рассказы»
Сын автора часто вспоминает, что когда он был маленький, музыки в доме не было: ни пластинок, ни пленок, ни походов на концерты. Зато была литература и живопись. Литература – понятно, ведь папа был писателем. А мама была артистка с гастролями, она привозила из-за границы альбомы репродукций – маленькие, зато много и хорошего качества. Денис Викторович Драгунский вспоминает: «Моё художественное воспитание началось не с Третьяковки, то есть не с русской живописной классики XIX века, а с Музея имени Пушкина, куда меня водила мама. Я в свои десять-одиннадцать лет был очарован пейзажами Моне и портретами Ренуара. А картина Анри Руссо «Поэт и муза» натолкнула меня на мысль взяться за краски самому. Я был уверен, что, как у Пуссена, у меня не получится, а вот так – очень может быть.
Я начал рисовать, писать акварелью, и мама очень скоро отвела меня в изостудию при ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мне так понравилось. Хорошие ребята. Интересные задания.
Часто мы сидели на балюстраде «греческого дворика», и это было прекрасно. Спереди – «Копьеносец» Поликета, сбоку- «Афина» Фидия, сзади – копия кусочка колоннады Парфенона. Что-то нас овевало, что-то в нас проникало…
Я очень любил эти занятия – и даже не знаю, что сильнее: рисовать и писать акварелью или сами приезды в Музей. Этот дворик за низкой оградой, эту лестницу перед входом, тяжелые двери, вестибюль и главное – само пребывание у подножия великих статуй, сам этот простор и эту белизну, эту гармонию объемов и линий.
Художником я так и не стал, но я вспоминаю эти занятия с радостью и благодарностью».
Вот такие книги были подарены специалистами Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Обязательно приходите к нам в «Доступный город» и посмотрите на такую красоту, созданную руками воспитанников эстетического центра «Мусейон».
Источники: