Мир детства Виктора Голявкина
Петербургский писатель Виктор Голявкин известен в первую очередь своими рассказами для детей – забавными, добрыми, ироничными. Он является автором 128 книг. Некоторые из них были написаны почти полвека назад, но до сих пор нравятся мальчишкам и девчонкам разного возраста. Чем-то они напоминают рассказы Успенского и Носова, но более лиричные и фантазийные.
А вообще писателем Голявкин стал довольно случайно. Его родители были музыкальными педагогами, в доме постоянно звучала классическая музыка. В их бакинской квартире стоял рояль, занимавший почти всю комнату, часто приходили гости, которые либо сами музицировали, либо слушали музыку, исполняемую отцом Виктора - Владимиром Сергеевичем и мамой — Любовью Николаевной. Любовь Николаевна, к слову, была выпускницей Бакинского музучилища, преподавала в консерватории. В Гражданскую войну в нее влюбился офицер-англичанин и хотел на ней жениться и увезти в Британию, но ее мама категорически воспротивилась этому. А вот устоять перед красным кавалеристом-чапаевцем Владимиром Голявкиным Люба не смогла. И в ноябре 1923 года они обвенчались в православном храме Николая Чудотворца.
Витя Голявкин. Баку, 1933 г.
Домашние концерты пользовались огромной популярностью среди друзей семьи Голявкиных. Ведь мама Виктора не только хорошо играла на рояле (кстати, не только на нем — она играла на скрипке, арфе, фортепьяно), но и прекрасно танцевала, пела, могла играть на сцене.
А сам Виктор в это время, как правило, рисовал гостей. Рисунки получались очень похожими на тех, кого он рисовал, и очень смешными. Это умение — рисовать похоже и смешно — потом очень пригодилось писателю, ведь практически все свои книжки он оформлял сам. Так что мечта увидеть своих детей музыкантами у родителей Виктора осуществилась лишь отчасти — Бакинскую консерваторию окончил только его брат Александр. А Виктор продолжал рисовать. Как он сам вспоминал позже: «Только я там успел встать на ноги, сразу взял в руки карандаш и сразу изрисовал все карточки в семейном альбоме и стены во всей квартире. А как только вышел на улицу, начал рисовать на стенах домов, на асфальте… Меня ловили, заставляли стирать, но я снова рисовал».
В 12 лет Виктор остался старшим мужчиной в доме. Отец ушел добровольцем на очередную начавшуюся войну. Вообще, отец Виктора прошел через четыре войны — Первую мировую, Гражданскую, Великую отечественную и японскую. А Виктор по-прежнему рисовал. Только теперь это были карикатуры на Гитлера и фашистов. Они даже печатались в местной газете «Бакинский рабочий».
После окончания войны и возвращения отца домой Виктор уехал в Самарканд и поступил там в художественное училище. История умалчивает, почему он выбрал именно Самарканд — наверняка были училища и ближе к дому. Очевидно, он захотел самостоятельности. А училище, в которое он поступил, постоянно переводили из города в город по всей Средней Азии. Так из Самарканда он попал в столицу Узбекистана Ташкент, а завершал обучение уже в таджикском Сталинабаде (ныне Душанбе).
В 1953 году он получил диплом с отличием и уехал в город своей мечты — Ленинград. Ведь именно здесь находилась Академия художеств. В нее, правда, он сразу не смог поступить, но после года обучения в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (а именно так и называлась тогда Академия художеств) он все-таки стал студентом этого Института, а в 1960 году окончил его, получив диплом театрального художника-оформителя.
Еще учась в Академии он женился на Людмиле Бубновой. Их союз продлился 43 года. Людмила Леонидовна долгие годы работала корректором и редактором в разных издательствах. Жена была верным помощником и редактором произведений мужа.
Виктор Голявкин с женой Людмилой и сыном Никитой. 1970 г.
Автопортрет. В. В.Голявкин. 1970 г.
Натюрморт. В. В.Голявкин. 1995 г.
Еще будучи студентом, он стал знаменит в мире искусства. Но не своими живописными работами, а… литературными творениями. Он начал писать рассказы. И читал их тут же, в общежитии Академии на Васильевском острове, где сам и жил. Похожий на молодого Жана Габена, он очень хорошо читал эти свои рассказы. А их тут же переписывали, они расходились по Ленинграду. попадали даже в Москву. Говорят, что когда поэт Евгений Евтушенко оказался в Париже на просмотре сюрреалистической пьесы Эжена Ионеско, он воскликнул, что все это давно уже в Ленинграде пишет Витька Голявкин.
Друг Голявкина Боря Вахтин (будущий переводчик, синолог и писатель-диссидент) как-то показал рассказы Голявкина своей матери — знаменитой писательнице Вере Пановой. И она пришла от них в восторг, но заметила, что напечатаны они никогда не будут. А вот если писать в таком же сюрреалистически-абсурдистском ключе рассказы детские, то вполне вероятно, что их можно будет и опубликовать. И Голявкин стал писать детские рассказы, а в 1959 году вышла его первая книжка – «Тетрадки под дождем», иллюстрации к которой выполнил он сам. Книга имела ошеломляющий успех. И даже сейчас, по прошествии более полувека, она пользуется популярностью.
Через несколько лет была напечатана повесть Голявкина «Мой добрый папа», потом сборники рассказов «Рисунки на асфальте», «Города и дети», «Ты приходи к нам, приходи...». По ним стали снимать фильмы. Так, в 1970 году вышел фильм «Мой добрый папа», снятый режиссером Игорем Усовым с Александром Демьяненко и Людмилой Гурченко в главных ролях. А еще были кинокартины «Боба и слон», «Лялька-Руслан и его друг Санька» (по мотивам повести «Ты приходи к нам, приходи…»).
Кадр из фильма «Мой добрый папа». Мама — Людмила Гурченко, папа — Александр Демьяненко
Произведения Виктора Голявкина публиковались также в периодических изданиях для детей, среди которых: «Мурзилка», «Костёр», «Пионер», «Весёлые картинки», «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Звёздочка» и других.
В 1961 году Виктора Голявкина приняли в Союз писателей. А в 1973-м он стал и членом Союза художников. Он писал картины, рисовал иллюстрации к своим рассказам.
Иллюстрация В. Голявкина к рассказу «Укутанный»
Все куда-нибудь идут
После лета все во дворе собрались.
Петя сказал:
— Я иду в первый класс.
Вова сказал:
— Я во второй класс иду.
Маша сказала:
— Я в третий класс иду.
— А я? —спросил маленький Боба. Выходит, я никуда не иду? —И заплакал.
Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.
— Я к маме иду! — сказал Боба.
И он пошел к маме.
Иллюстрация В. Голявкина к рассказу «Боба и Слон»
А вот «взрослые» рассказы на Родине еще долго не публиковались. Более того, после того, как они появились в третьем номере самиздатовского альманаха Александра Гинзбурга «Синтаксис» в 1960 году, Виктора стали считать чуть ли ни диссидентом. К слову, Гинзбурга в том же году арестовали — он как раз работал над четвертым выпуском «Синтаксиса». Отсидеть ему пришлось два года… В 1969 году вышел наконец-то сборник «взрослых» абсурдистских рассказов Голявкина – «Привет вам, птицы». В 1970-м увидела свет повесть «Арфа и бокс». А сборник серьезной «взрослой» прозы – «Большие скорости» — официально вышел лишь во второй половине восьмидесятых, когда страна уже начала меняться. К слову, в начале восьмидесятых один из напечатанных юмористических рассказов Голявкина привел к тому, что все руководство опубликовавшего этот рассказ журнала «Аврора» было уволено. Это был один из самых громких литературных скандалов в Ленинграде эпохи застоя.
В 1981 году весь Советский Союз «с воодушевлением» праздновал юбилей «верного ленинца, выдающегося борца за мир» Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Юбиляру 19 декабря исполнялось 75 лет. Не остался в стороне и ленинградский молодежный литературный журнал «Аврора», посвятивший весь свой декабрьский номер этому выдающемуся событию. Голявкин иногда публиковал в этом журнале свои небольшие рассказы. Вот и в этом номере он планировал разместить свой небольшой рассказ. Но рассказик был совсем крошечный, и его жена Людмила Бубнова предложила отнести в редакцию давно написанный им юмористический рассказ «Юбилейная речь». Главный редактор «Авроры» Глеб Горышин уже давно читал этот рассказ (напомню, что произведения Голявкина переписывались от руки практически сразу после того, как он их прочитывал публично), ничего в нем редактора не насторожило, и он поставил рассказ в номер. Рассказ был напечатан, бдительные партийцы, получившие журнал по подписке, тут же сообщили о крамоле «куда следует». Не забыв упомянуть, что рассказ издевательски размещен на 75-й, «юбилейной», странице. Журнал тут же изъяли из продажи, убрали с библиотечных полок. Естественно, что слухи пошли об этом по всей стране. Подписка на «Аврору» выросла чуть ли ни до миллиона. Голявкину звонили корреспонденты зарубежных СМИ с вопросами, как ему удалось опубликовать ТАКОЕ на самого Брежнева. И никакие уверения Голявкина, что к Брежневу этот рассказ не имеет никакого отношения и написан он пятнадцать лет назад, а журнал верстался четыре месяца назад, не помогли. Вот этот рассказ:
Юбилейная речь
Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот — поистине не человек! Он живет и не думает умирать, ко всеобщему удивлению. Большинство считает, он давно умер, — так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Он заслужил эту честь! Он сидит передо мной, краснощекий и толстый, и трудно поверить, что он умрет. И он сам, наверное, в это не верит. Но он, безусловно, умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром, он так любил лошадей. Могилу его обнесут решеткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решетке.
Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища.
Наконец-то, — воскликнул я, — он займет свое место в литературе!
Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придется ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас”. (Аплодисменты).
Журнал «Аврора» № 12 за 1981 год
Разумеется, для всех было понятно — рассказ этот о Брежневе. Ведь незадолго до этого он получил Ленинскую премию по литературе за «выдающуюся» книжечку «Малая земля». Он стал членом Союза писателей, «Малая земля»" выходила миллионными тиражами на всех языках планеты, читалась по радио и телевидению, в газетах публиковались восторженные отзывы читателей, ее изучали в школах и вузах.
Публикацию Виктора стали называть «вторым залпом «Авроры», памятуя о последствиях, какие были после залпа первого. Горышину и ответственному секретарю журнала Магде Алексеевой предложили уволиться «по собственному желанию», что, разумеется, те и сделали. Как вспоминала Магда Иосифовна: «Разбирательство это происходило в кабинете заведующего отделом пропаганды обкома партии. Первый секретарь обкома комсомола и член редколлегии журнала Валентина Матвиенко, пристально глядя на меня, сказала укоризненно:
– А вы неплохую, Магда Иосифовна, зарплату получали, между прочим…
И она же подвела итог:
– Мы вам больше не доверяем. Пишите заявление об уходе».
А Виктора Голявкина с той поры пять лет вообще нигде не печатали. Однако, он встречался со своими читателями. В основном, это были дети и школьники, не особо вникающие в политические перипетии.
После того, как исчез Советский Союз, растаяли сбережения, а издательская деятельность замерла, Голявкину пришлось очень непросто. Денег не хватало. Приходилось зарабатывать чем попало. Он тяжело это переживал, особенно из-за участившихся проблем со здоровьем. Скончался он 26 июля 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово. На его могиле надпись, такая же лаконичная, как и его рассказы: «Виктор Голявкин. Писатель. Художник». Через семь лет рядом с ним упокоился его сын Никита.
Однако, нельзя сказать, что Голявкин совсем забыт. В Санкт-Петербурге, в Кировском районе есть детская библиотека, названная в его честь, в другой библиотеке – имени Короленко – оформлен «Кабинет Голявкина» (по стечению обстоятельств, она находится в том доме на Бухарестской улице, где долгое время жил писатель). Но вот возможно ли появление в городе на Неве памятника Голявкину или хотя бы мемориальной доски?
Людмила Бубнова, вдова Виктора Голявкина
Людмила Бубнова относится к этому со скепсисом. «Наши дома, – говорит она, – не для памятных досок». И даже пример памятника Гранину, который установят на Дальневосточном проспекте, вдали от центра, ее не убеждает. «Здесь дело такое. Гранин – государственный писатель. А Голявкин – антигосударственный», – говорит Людмила Бубнова. Главное, по ее словам, что издаются книги. Произведения Голявкина – это уже, как ни крути, детская классика.
Источники:
- https://arzamas.academy/mag/349-golyavkin
- https://dzen.ru/a/Za3u6tgZn1GHodqX
- https://magazines.gorky.media/znamia/2001/8/viktor-golyavkin-znakomoe-liczo.html
- https://spbdnevnik.ru/news/2019-08-29/hudozhnik-i-bokser-vdova-pisatelya-viktora-golyavkina-rasskazal-pd-podrobnosti-o-ego-zhizniзаглавное изображение
- https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/
Источник изображений:
https://spblib.ru/ru/catalog/-/books/11059042-victor-golyavkin