Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Библиотекарям на заметку

Библиотекарям на заметку

Для специалистов библиотечного дела не секрет, что психологическая составляющая нашей профессии достаточно велика. Библиотекарю необходимо ориентироваться в литературе, чтобы дать читателю, нуждающемуся в совете, правильные рекомендации. Поэтому постараемся провести анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии.

Специальная литература по медицине, психологии, пси­хотерапии, педагогике и т.д. имеет первостепенное значение, так как способна дать читателю знания, которые ему особен­но важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д. Основные задачи этой литературы — давать достаточные для правильной оптимистической ориентации знания, уст­ранять неправильные представления о себе и т.д.

Научно-популярная литература.

Выполняет те же функ­ции, что и специальная, но предназначена для менее под­готовленных читателей, для людей с не очень высоким куль­турно-образовательным уровнем. Ее задача — дать наиболее общее представление о сложных областях знания по тем про­блемам, которые испытывает человек.

Философская литература.

Ее предназначение помочь читателю получить более цельное, разностороннее представ­ление о себе, о других, о мире в целом. Понять неизбеж­ность разницы определенного конфликта между внешним реальным миром и внутренним субъективным; между тем, что может быть, должно быть, и тем, что есть. Это понима­ние приносит успокоение, удовлетворение многим читателям. К части философской литературы может быть отнесена литературная критика, публицистика, история литературы, история философии и т.д.

Биографическая и автобиографическая литература.

Опи­санные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают читателю быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Нередко они действуют сильнее, чем беллетристика, потому что описы­ваются реальные факты и реальные события. Наиболее эф­фективны краткие яркие биографии, объемом 50—70 стра­ниц. 

Документальная литература благодаря своему фактог­рафическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества очень сильно воздей­ствует на многих людей.

Классическая литература.

Обладает огромными возмож­ностями самого различного воздействия и поэтому отлича­ется сложностью практического применения. Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наибо­лее популярных, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности (типа: изучались в школе), которые приходится преодолевать.

Юмористическая и сатирическая литература.

Учит читателя более широкому и объективному взгляду на жизнь. Суть юмора — обнаружение смешных сторон в любых явлениях и преображение их. Юмор позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера, учит техникам общения, дает возможность ук­реплять уверенность в себе, стимулирует положительные эмо­ции, дефицит которых является очень актуальным и т.д.

Афористическая литература.

Находящиеся в ней наи­более ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей закончен­ности категорические образы раздвигают границы кругозо­ра читателя. Такая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику.

Читатель, читая такую литературу, привыкает спокойнее от­носиться к крайностям, противоречиям, знакомится с жем­чужинами человеческой мысли.

Фольклор, сказочная литература.

В фольклоре аккумули­рован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколе­ний. В течение многовекового устного существования произ­ведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребнос­тям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Ис­пользуется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями и т.д.

Научно-фантастическая литература.

Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некото­рые свойства человека, ситуации, отношения, фантасти­ческая литература позволяет лучше понять и принять край­ности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение читателя.

Детективы и приключенческая литература.

Детективы и приключенческая литература занимает особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особеннос­тей, таких как популярность, легкость, доходчивость; обоб­щение многих обыденных жизненных явлений.

Читатель — та же жертва, для него также конденсируются многие обыденные явления.

В детективе большое внимание уделяется негативным чув­ствам, тренировке интуиции. Большое значение имеет таин­ственность как способ поддержания интереса. Детектив по­буждает читателя к риску, аналитическому мышлению, на­ходчивости, позволяет выключить его из реальной ситуации и включить в фантастическую, где он испытывает осо­бое чувство защищенности.

Драматургия.

При чтении пьесы читателю нередко при­ходится в большей степени отождествлять себя с действую­щим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить его диалогу, правилам общения, особенно тех, кто ис­пытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет читателю больше свободы для творчества, самостоятельнос­ти, развития воображения.

Педагогическая литература.

Широко применяется на­ряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.

Юридическая литература.

Дает возможность читателю разобраться в причинах многих видов неправильного пове­дения, как собственного, так и окружающих, оценить сте­пень девиантности поведения.

Узкопрофессиональная литература.

Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практичес­кую психологию, бытовые ситуации.

                                                                                            Кисличенко И.В.

                                                                                            главный библиотекарь библиотеки №5, психолог

Нет комментариев. Ваш будет первым!