Библиотекарям на заметку
Для специалистов библиотечного дела не секрет, что психологическая составляющая нашей профессии достаточно велика. Библиотекарю необходимо ориентироваться в литературе, чтобы дать читателю, нуждающемуся в совете, правильные рекомендации. Поэтому постараемся провести анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии.
Специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т.д. имеет первостепенное значение, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д. Основные задачи этой литературы — давать достаточные для правильной оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о себе и т.д.
Научно-популярная литература.
Выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее подготовленных читателей, для людей с не очень высоким культурно-образовательным уровнем. Ее задача — дать наиболее общее представление о сложных областях знания по тем проблемам, которые испытывает человек.
Философская литература.
Ее предназначение помочь читателю получить более цельное, разностороннее представление о себе, о других, о мире в целом. Понять неизбежность разницы определенного конфликта между внешним реальным миром и внутренним субъективным; между тем, что может быть, должно быть, и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение многим читателям. К части философской литературы может быть отнесена литературная критика, публицистика, история литературы, история философии и т.д.
Биографическая и автобиографическая литература.
Описанные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают читателю быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Нередко они действуют сильнее, чем беллетристика, потому что описываются реальные факты и реальные события. Наиболее эффективны краткие яркие биографии, объемом 50—70 страниц.
Документальная литература благодаря своему фактографическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества очень сильно воздействует на многих людей.
Классическая литература.
Обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наиболее популярных, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности (типа: изучались в школе), которые приходится преодолевать.
Юмористическая и сатирическая литература.
Учит читателя более широкому и объективному взгляду на жизнь. Суть юмора — обнаружение смешных сторон в любых явлениях и преображение их. Юмор позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера, учит техникам общения, дает возможность укреплять уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции, дефицит которых является очень актуальным и т.д.
Афористическая литература.
Находящиеся в ней наиболее ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей законченности категорические образы раздвигают границы кругозора читателя. Такая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику.
Читатель, читая такую литературу, привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, знакомится с жемчужинами человеческой мысли.
Фольклор, сказочная литература.
В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Используется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями и т.д.
Научно-фантастическая литература.
Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение читателя.
Детективы и приключенческая литература.
Детективы и приключенческая литература занимает особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких как популярность, легкость, доходчивость; обобщение многих обыденных жизненных явлений.
Читатель — та же жертва, для него также конденсируются многие обыденные явления.
В детективе большое внимание уделяется негативным чувствам, тренировке интуиции. Большое значение имеет таинственность как способ поддержания интереса. Детектив побуждает читателя к риску, аналитическому мышлению, находчивости, позволяет выключить его из реальной ситуации и включить в фантастическую, где он испытывает особое чувство защищенности.
Драматургия.
При чтении пьесы читателю нередко приходится в большей степени отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить его диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет читателю больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.
Педагогическая литература.
Широко применяется наряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.
Юридическая литература.
Дает возможность читателю разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.
Узкопрофессиональная литература.
Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.
Кисличенко И.В.
главный библиотекарь библиотеки №5, психолог