Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Читаем всей семьёй

Читаем всей семьёй

В преддверии Недели детской и юношеской книги в библиотеку поступает много запросов по организации семейного чтения, воспитанию у ребёнка интереса к книге, как источнику знаний и большому помощнику в организации досуга. Надеемся, что данная статья поможет родителям и руководителям детского чтения получить ответы на свои вопросы.

Семья и общество — это маленькая и большая модели одной и той же системы. Обе включают людей, которые должны жить и работать вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель и подчинённый, молодой и старый, мужчина и женщина, взрослый и ребёнок, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям. В некоторых семьях ребёнка учат быть как все, в других — воспитывают бунтарей, в третьих приучают разделять ответственность, в четвёртых — не брать на себя никаких обязательств, т.е. в каждой семье детей учат, как жить в обществе, как устраивать свои дела, относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. И большим помощником в этом может стать семейное чтение. 

Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки, дедушки — с этого начинается семейное чтение, и именно с этого начинается читатель. Дорога книги к сердцу ребёнка начинается с родительского слова, которое даёт возможность малышу осознать красоту родного языка. Телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не даёт телевизор? Ответ прост: в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору. И книга для чтения выбрана ВАМИ.

Психологами установлено, что в среднем семья может уделить друг другу только 20 минут свободного времени в сутки. Семейное чтение — лучший способ провести его наиболее плодотворно.

В семье формируется личность ребёнка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению. Во многих семьях есть книги и периодика для детей. Но наличие книг само по себе ещё не способствует формированию у ребёнка читательских интересов. Семья в определённой степени руководит чтением детей в семье ребёнок получает информацию, в том числе и через книги (целенаправленно или совершенно случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного.

Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Срабатывает сложившийся стереотип, который заключается в рекомендации детям книг по воспоминаниям своего детства, без учёта социально-психологических особенностей современного ребёнка. В результате чтение детей постепенно уходит из под контроля родителей. Почему? (Книги Симона Соловейчика и Валерия Воскобойникова)

Юный читатель ищет в книге отражение своей жизни и ответы на свои вопросы. Многим детским библиотекарям известно, что читающим может стать любой ребёнок или подросток, если встретит свою книгу. А не читают они потому, что в нужное время им такая книга не попалась. Это происходит по многим причинам:

  • потому что им мало читали вслух;
  • потому что в доме это не принято;
  • в доме к книгам отношение бережное до сокральности, которое не позволяет взять книжку в кровать, на кухню, на улицу;
  • потому что отношение к чтению в семье — это отношение не к празднику, а к обязанности.
  • родители плохо информированы о детской литературе.

Читающие дети гораздо чаще растут в тех семьях, где принято делиться радостью от прочитанного, без всякого повода зачитывать домашним вслух наиболее интересные куски, смаковать удачные фразы. Во всём этом РАДОСТЬ должна быть ключевым понятием. Это радость познания, радость общения, радость открытия, радость самостоятельно сделанных выводов, свободы выбора миров, куда хочется унестись мыслью. Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном — благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, залог взаимного уважения и роста родительского авторитета. (Пример уборки комнаты ребёнком под чтение вслух).

В заключении хотелось бы дать несколько советов (выводов) родителям как воспитать у детей интерес к чтению:

1.Книгу для ребенка, купленную в магазине или взятую в библиотеке, лучше прочитать всем. Эффект удесятеряется, когда прочитанную книгу обсуждают всей семьей.

2.Семейному чтению, посвящайте хотя бы один раз в неделю.

3.Важно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети ждали вечера.

4.Читайте вслух по очереди: сегодня читает папа, завтра — сын. Читайте с выражением, «на голоса», чтобы это напоминало игру.

5.Прервите чтение на самом интересном месте, извинившись и сославшись на неотложные дела. Как правило, ребенку захочется узнать, что будет дальше, и он станет поглядывать на книжку уже с любопытством и сам дочитает ее.

6.Продолжительность домашнего чтения должна составлять не больше 4-5 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

7.Полезно прислушиваться к просьбам детей в выборе книги. Многие дети любят возвращаться к уже знакомым книгам. Не стоит лениться прочитать книгу во второй, третий, четвертый раз.

8.Если ваш ребенок не научился любить книгу, используйте конкретную ситуацию. Предложите такую книжку, которая помогла бы ему разобраться в своих взаимоотношениях с товарищами. Это может быть книга и о том, как вырастить щенка, ухаживать за растениями или собирать марки.

9.Дарите детям в день рождения книги. Помните, что во все времена книга — лучший подарок.

Когда соберете ребятишек на день рождения сына или дочери, приготовьте им сюрприз. Проведите небольшую литературную викторину.

10.Копание в домашней библиотеке» может оказаться едва ли не единственным средством пристрастить вашего ребенка к чтению. (Помните о тактильных ощущениях, моторике).

11.Чтение ребенка должно быть разнообразным.

12.Недопустима перегрузка детей в чтении.

]4, Учите ребенка бережному отношению к книге!

15. Советуйтесь с библиотекарем!!!

                                                                                            

Ирина Васильевна Кисличенко
главный библиотекарь библиотеки №5, психолог

Нет комментариев. Ваш будет первым!