Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Зов шамана

Зов шамана

В год сохранения культуры коренных народов России мы неоднократно обращались к истории становления и развития народов, населяющих Камчатский полуостров ещё с древнейших времён. Сегодня мы поговорим о своеобразном мировоззрении, восприятии жизни коренными обитателями Камчатки. Прежде всего — это полное единение с окружающей средой. Здесь человек никогда не стоял над природой, не стремился ею овладевать и управлять, а старался неспешно жить как ее гармоничная часть. 

Символичный образ камчатского аборигена: холодные морские волны несут на своих гребнях утлые рыбацкие суденышки. Их лодки, подбитые нерпичьим мехом, кажутся такими же гармоничными атрибутами моря, как плывущие рядом моржи. Отчаяние, цинизм и тоска не свойственны северной психологии. Чуждые тщеславия западных цивилизаций, арктические народы знают: бессмысленно пытаться господствовать над Великим Духом — Духом северной земли. И, может быть, именно поэтому они тысячелетиями успешно справлялись с тем, с чем не смогла справиться ни одна из европейских цивилизаций: жесточайшими морозами, вечностью зимы, тонкостью и хрупкостью слоя жизни.

Традиционная система религиозных верований у коряков, алюторцев, чукчей, ительменов, эвенов – анимизм, тотемизм, фетишизм — связаны с поклонением духам — хозяевам. Весь окружающий мир для них представлялся населенным духами: каждый предмет природы, даже неживой, имеет своего духа. Духов огня, воды, земли необходимо было задабривать, принося им жертвы, делая подношения. Особо почитались духи местности. Большие объединения предметов, как то: леса, реки, озера и т. п. имеют своих владельцев (etbnvbt, множественное число от etbn), которые называются также хозяевами (буквально — „домо­хозяин"). На этой духовной основе развивался шаманизм – особая стадия в развитии религиозных верований народов Севера, сложившаяся во времена, когда основными средствами жизнеобеспечения людей были охота, рыболовство и собирательство.

Для идеологии шаманизма характерны одушевление или оживотворение всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе (включая и людей), тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанные на вере в необходимость иметь посредника между людьми и божествами (духами). Задачи такого посредника (шамана) многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Своих целей шаман достигал при содействии духов — помощников, без которых он был бессилен. Шаману недостаточно верить в своё призвание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять свое предназначение. У многих народов считалось, что шаманский дар передаётся по наследству.

Слово «шаман» впервые встречается в русских документах ХVII века. От тюркского названия шамана кам (хам) происходит слово «камлание» — ритуал, совершаемый шаманом. Смысл шаманских камланий – переговоры с духами и божествами, нередко предполагавшее путешествие в иные миры. Движениями, плясками, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит. Камлание могло проводиться днём и ночью, под крышей жилища и под открытым небом. Чаще всего проводили шаманский обряд, чтобы вылечить больного. Повсеместно было распространено убеждение, что недуг вызван враждебными духами, укравшими душу человека. Шаману предстояло отыскать её и вернуть больному. Во многих случаях заболевшие выздоравливали, так как вера в помощь шамана способствовала мобилизации сил организма.

Чукотский шаман

Во время камлания шаман с помощью самовнушения вводил себя в особое состояние – экстаз, был сильно возбуждён или впадал в беспамятство. Он переживал галлюцинации, соответствующие задачам обряда, его воображению представали знакомые ему и его народу духи и божества – образы вместе с верованиями усвоенные его сознанием. Беснуясь и падая в обморок, шаман сохранял прочную связь с окружающим миром, чутко реагировал на поведение присутствующих, которые тоже могли находиться в трансе. Чтобы стимулировать работу воображения, шаманы иногда применяли мухомор, а у некоторых народов перед совершением обряда шаманы целый день постились.

Корякский шаман

Шаманизм народов крайнего северо-востока Сибири (камчадалов, ительменов коряков, чукчей, эскимосов) знал древнейший обычай «превращения пола» (травестизм) – уподобление мужчин женщинам (редко — наоборот). Степень уподобления бывала разной, от перемены причёски или частей одежды до осознания себя женщиной, вплоть до выхода замуж. Традиция «превращения пола» восходит к дуалистическому мировоззрению глубокой древности, делившему весь мир на две половины (фратрии). Одна из них была Верхней (небесной белой, правой, а также мужской), другая – Нижней (земной или подземной, черной или тёмной, левой, а также женской). Соединение мужского и женского начал символизировало собой единство мира и общества.

Очень большое значение в шаманстве имеют ритуальные атрибуты. Например, у чукчей шаман не имел специального костюма, его ритуальным атрибутом был только бубен, который отождествлялся с ездовым оленем для воображаемых поездок в иные миры.

С бубном связано и представление о «шаманском» дереве. По поверьям многих народов, духи сообщали шаману, где растёт и как выглядит дерево, из которого надо сделать обод или рукоятку бубна. Дерево нельзя было губить, иначе шаману угрожала смерть.

Изображения, которые встречаются на шаманских бубнах северян

А у камчадалов при шаманских обрядах не только не одевали особой одежды, но и не били в бубен. Чаще всего роль шамана исполняли старые женщины, которые наговаривали на травы, рыбью кожу и другие предметы, чем лечили болезни, отводили несчастья и предсказывали будущее. У многих северных народов шаманские функции мог выполнять глава семьи (семейное шаманство).

Шаманское одеяние северян теснейшим образом связано с религиозным мировоззрением. Считалось, что сделать ритуальную одежду шаман может лищь по указанию духов. Полный комплект костюма он приобретал с течением времени, по мере роста опыта и авторитета. Даже у одного и того же народа обрядовая одежда шамана представлена в разных вариантах. Разнообразные подвески, обычно из железа, символизировали духов – помощников, а также оружие и орудия самого шамана. Вес такого комплекта достигал порой 30 кг. Чаще всего шаманский костюм у народов Севера символизировал птицу (алеуты, эвены).

Камчатский шаман. Худ. Иоганн Готлиб Георг. (1729 — 1802 гг.)

Шаманские обряды, сохранённые северянами – наследие тех древнейших времён, когда человек несоизмеримо больше общался с природой, зная и понимая, порой чисто инстинктивно, как вести себя в общении с необъяснимым и сверхъестественным. Исследователь В. Богораз приводит в своей книге слова шамана: "Мы окружены врагами. „Духи" все время невидимо рыщут вокруг, разевая свои пасти. Мы поклоняемся и даем дары во все стороны, прося защиты у одних, давая выкуп другим, ничего не получая даром".

Источники:

1. Кисличенко И.В. Зов шамана // Истоки нашего града. — 2012. — №4. — с. 3.

2. Арктика — мой дом. Народы Севера Земли: полярная энциклопедия школьника: книга для детей сред. и старш. шк. возраста / [сост., науч. ред. В. И. Магидович; отв. ред. В. Д. Голубчикова  — М.: Северные просторы, 2001. — 285 с. 

3. Заглавное фото: Борис Жирков: https://ru.pinterest.com/pin/676173331550571036/

Нет комментариев. Ваш будет первым!