Песенный мир Михаила Исаковского

Песенный мир Михаила Исаковского

Своеобразие Михаила Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, — в тёплом проникновенном и светлом лиризме, берущей за душу искренностью, лёгкостью и выразительностью его внешне скромных творений. Автору слов к целому ряду популярных в народе песен «Катюша», «Летят перелетные птицы», «Ой, цветет калина» и другие, исполнилось в этом году 120 лет со дня рождения.

Михаил Васильевич Исаковский родился в маленькой деревушке Глотовка Смоленской губернии в 19 января в 1900 году. Его семья была бедняками из бедняков. Достаточно сказать, что из тринадцати детей, а маленький Миша был двенадцатым ребенком, выжило всего пятеро. Мама Михаила Васильевича была неграмотна, а отец, как раз знал грамоту. Он работал почтальоном и приносил домой газеты и журналы. Как же маленькому Мишеньке повезло. Он самоучкой выучился и читать и писать. За два года, он окончил начальную школу, получив «отлично» по всем предметам. Но нужда и плохое зрение не дали ему возможность получить достойное образование. И он всю жизнь занимался самообразованием.

В 13 лет Миша Исаковский сдавал школьные экзамены и впервые прочитал свое стихотворение, посвященное М.В. Ломоносову. Маленького Мишу волновала судьба этого человека, вышедшего из мужиков и ставшего великим ученым и поэтом. Вот после прочтения этого стихотворения все изменилось. Он сразу стал героем дня, что было, не только лестно, но и обнадеживало его. Тем более, что имя и отчество и у Ломоносова и у Исаковского были одинаковыми – Михаил Васильевич.

Первое его произведение «Просьба солдата» в газете «Новь» было напечатано, когда ему было 14 лет. Однако, сам Исаковский считал, что начало его литературной деятельности относится к более позднему периоду, когда десятью годами позже были напечатаны такие стихотворения, как «Родное», «Подпаски» и др.

В Москве в 1927 г. была издана книга «Провода в соломе». Книгу незамедлительно подверг разгрому известный критик, однако за молодого поэта вступился М. Горький. «Михаил Исаковский, — написал он, — не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня — две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу...»

В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году — «Мастера земли». Так Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

Стихи всеми нами любимой песни «В лесу прифронтовом» Исаковский посвятил своей жене Лидии. И это придает им особую нежность и теплоту. После первого же исполнения песни на радио посыпались солдатские письма. В одном из них было написано: «Гармонист, что «Осенний вальс» играл, это же я. Откуда вы мою историю знаете? Как – будто на войне со мной рядом были»

В действительности никаких военных историй Михаил Васильевич не знал. Да и не мог знать. Он их мысленно рисовал, фантазировал. Потому что, не был на фронте из-за прогрессирующей болезни глаз. Однако песня стала любимой и звучала на всех фронтах Великой Отечественной.

В апреле 1943 года в газете было напечатано стихотворение «Огонек» с подзаголовком «Песня».

На позиции девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Оно буквально призывало композиторов написать к ней мелодию. Песня звучала на всех фронтах на разные мотивы. Но автор той единственной, что мы поем, не установлен.

Поэт Евгений Долматовский разгадал секрет популярности этой песни. Вот, что он писал: «В затемненных войной городах и селах, когда даже машины ездили, не зажигая фар, образ огонька в окошке, за которым тебя ждут, превратился в символ надежды и веры».

Поэта так тянуло в народную стихию, что сотрудничество с хором Пятницкого и его руководителем композитором Владимиром Захаровым было очень естественным. Их совместные песни «Ой туманы вы мои, растуманы», «Пшеница золотая», «И кто его знает» и другие, сделали хор знаменитым.

Песни Исаковского действительно пели все. «Знаешь, Лена, — писал он при этом дочери в марте 1947 года, — мне иногда бывает так трудно, что и выразить нельзя. Многие почему-то считают, что я все могу, что для меня все открыто. Поэтому и родственники и не родственники, и знакомые и незнакомые считают своим долгом обратиться ко мне. Все просят той или иной помощи. Я дошел до такого состояния, что работать уже не могу, работаю очень мало. Всю зиму тяжело больна Лидия Ивановна (жена). Я пишу тебе об этом потому, что, как говорится, очень уж наболело и хочется высказаться. Но ты ни в коем случае не принимай это на свой счет. Ты — это совсем особое дело, ты моя дочка...»

Евгений Долматовский вспоминал: «Исаковский писал очень немного — всего лишь несколько песенных стихотворений в год. Он не изводил кипы бумаги, не сжигал черновики, не заламывал руки (так как любят изображать творческий процесс на экране). Сложная болезнь глаз отягощала часы, проводимые им за письменным столом. Может быть, поэтому он обтачивал каждую строчку и все стихотворение устно, а точнее — в уме, решал сначала стихотворение, как сложную задачу».

Вынашивая стихи, поэт не ставил себе сроков. Уложиться в срок ему понадобилось только один раз, когда он создавал песни с режиссером И. Пырьевым и И. Дунаевским для известного и любимого многими кинофильма «Кубанские казаки». Его песни «Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался» стали не только народными, но и застольными. И наверно, каждый поэт мечтает, чтобы его стихи, соединенные с музыкой пели все.

Как-то на лестничной площадке Александр Твардовский столкнулся с композитором Матвеем Блантером, и сказал: «Беги скорее к Исаковскому», он такие стихи написал, наверняка получится песня хорошая. Но Михаил Васильевич стал смущенно отнекиваться, что оно совсем не для песни.

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью, 

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

А песня получилась, да какая! Какой талант – какое сердце надо иметь, чтобы написать такое произведение. Правда, прозвучав в 1945 году один раз, она была подвергнута жесткой критике со стороны партии за трагическое звучание. Первым, кто осмелился включить эту песню в свой репертуар, стал Марк Бернес. Это произошло в 1960 году. «Прасковья», более известная как «Враги сожгли родную хату» сразу же получила признание советского народа. Она стала, пожалуй, одной из наиболее трагических песен, посвященных Отечественной войне.

Конечно же, Михаил Исаковский – это явление. Самородок. Целая эпоха в его песенной поэзии. Он был природным оптимистом, человеком очень добрым, отзывчивым и сочувствующим. Его родная деревня во время войны была сожжена. Деньги от полученной им в 1943 году Сталинской премии поэт отправил на её восстановление. Смоленщина чтит своего земляка. Его именем назван Государственный институт искусств. Да и в Москве есть улица с именем поэта.

Мало кто знает, что Михаил Исаковский выпустил не только несколько сборников своих стихов, но и был прекрасным переводчиком. Он переводил с арабского, венгерского, украинского, белорусского и даже итальянского.

Но только песни сделали его любимым поэтом нескольких поколений. Братья Покрасс, Максим Дунаевский, Захаров, Соловьев-Седой, Макроусов – вот композиторы, с которыми ему посчастливилось сотрудничать.

И все-таки по количеству совместно написанных песен Матвей Блантер был его любимцем. 

Может потому, что они были не только друзья и единомышленники, но и жили по соседству в одном доме. Они оба умели о самых сложных вещах говорить простыми, и в тоже время красноречивыми доходчивыми словами и мелодиями. Да и сам Матвей Исаакиевич говорил, что успеху своих лучших песен он обязан поэту. Правда добавлял, что у каждой песни есть три автора: поэт, композитор и исполнитель.

Михаил Исаковский подарил своему другу Матвею Блантеру нежное, трогательное стихотворение. Песню «Колыбельная» исполняли Сергей Лемешев, Елена Образцова, Анна Герман и другие исполнители.

Месяц над нашею крышею светит,

Вечер стоит у двора.

Маленьким птичкам и маленьким детям

Спать наступила пора.

Завтра проснешься — и ясное солнце

Снова взойдет над тобой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

Знаменитая «Катюша», которую знает весь мир, была создана в 1938 – 39 –ых годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Сколько интереснейших историй было рассказано об этой песне. А ведь она перешагнула свой 80-летний юбилей. «Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу». В нём были слова:

И на море, и на суше –

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит,

Подчистую гадов бьёт,

И фамилии не спросит,

И поплакать не даёт.

И на море, и на суше –

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит,

Подчистую гадов бьёт,

И фамилии не спросит,

И поплакать не даёт.

Михаила Васильевича Исаковского не стало в 1973 году. Родина высоко оценила писательский труд Исаковского. За литературную работу он был награжден четырьмя орденами Ленина и Золотой медалью «Серп и молот» Героя Социалистического Труда, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», а так же был лауреатом двух Государственных премий первой степени...»

Красивая мелодия, теплые стихи обладают удивительным свойством. Проходят годы, а они не стареют, по-прежнему трогают наши сердца. И даже в наш стремительный век, мы отдаем дань таланту поэта. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Михаила Васильевича Исаковского до сих пор воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

Наиболее популярные песни М.В. Исаковского

Источники:

  1. Биобиблиографический словарь: в 3 томах.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.-Т.1.- С.108-111.-Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН: [сайт].- URLhttp://lib.pushkinskijdom.ru (дата обращения: 19.01.2020).-Текст: электронный
  2. Музей М. Исаковского во Всходах Угранского района.- URLhttps://www.youtube.com/watch?v=PmL9r-gxj30 (дата обращения: 15.01.2020)
  3. Гениальный примитив. Загадка Исаковского.- URLhttps://www.youtube.com/watch?v=c95xH9hU48I (дата обращения: 15.01.2020)
Нет комментариев. Ваш будет первым!