Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"Они и есть цифровое общество..."

"Они и есть цифровое общество..."

«Мы уже больше года живем в мире, охваченном пандемией. Она не только повлияла на образ жизни людей, но и ускорила развитие и внедрение технологий, облегчающих выполнение бытовых и профессиональных задач. Больше не надо лететь через полмира, чтобы принять участие в конференции. Больше не надо выходить из дома, чтобы купить продукты или бытовую химию. Школьники теперь могут учиться дистанционно, и все больше взрослых привыкает работать из дома. Мы не знаем, как долго нам предстоит жить в текущем режиме и что нас ждет после пандемии. Ясно одно: при любом раскладе человечество вряд ли откажется от существующих технологий.

Дети быстрее взрослых осваивают новые технологии и адаптируются в цифровом обществе. Они и есть цифровое общество…» 

Анна Ларкина, старший контент-аналитик в «Лаборатории Касперского»

Еще каких-то 20-30 лет назад у подрастающего поколения были совсем другие проблемы, нежели у нынешнего. Не верится, что тогда родители ограничивали своим чадам время чтения, но те, вопреки всему, продолжали читать тайком, под одеялом, с фонариком. И с прогулки утащить ребенка казалось невыполнимой миссией! Эх, приятная ностальгия… 

Сегодня же мы считаем главным врагом в наших взаимоотношениях с детьми Интернет и гаджеты. Трудно представить сейчас наш мир без них. Даже малыши, которые еще не научились ходить, зачастую пытаются каким-то образом взаимодействовать с обычной книгой, увеличивая картинку большим и указательным пальцами. Что это такое? Это бич нашего времени или, наоборот, супер способность, которая сможет продвинуть будущие поколения на шаг вперед? Как правильно и экологично открывать цифровой мир нашим детям? Какие риски на этом пути могут возникнуть? А, может быть, не рисковать вовсе и «не пущать», пока не дорастут?

Наверное, лет через 20, у детей, которые сами станут мамами и папами, будут какие-то другие, свои, вызовы. Так надо ли бороться с вызовами времени? Может, это ветряные мельницы, и это так же бессмысленно, как запреты наших родителей смотреть ТВ? Давайте вместе искать ответы на эти насущные вопросы.

На сегодняшний день, по утверждению статистики, количество пользователей Интернетом стремительно приближается к 4,5 миллиардам! В глобальной сети насчитывается более 1 миллиарда сайтов! Ежедневно пользуется сетью 91,8% жителей нашей страны, а среди молодежи 12-24 лет это показатель приближается к 100%!

Не будет ошибкой утверждать, что каждый современный ребенок сталкивается с проблемами в Сети, и, поверьте, ненормативная лексика – это меньшая из зол, на которую может наткнуться юный пользователь. Увлеченный возможностями мировой паутины, он зачастую не способен предвосхитить ее риски и угрозы, в результате чего оказывается среди наиболее уязвимых категорий пользователей.

Кому-то кажется, что нужно ставить все больше границ и «выметать» все, что может навредить неокрепшему организму. Но давайте вспомним, что каждый день 100% детей так же сталкиваются с опасностью в реальном мире! Опасность – это обратная сторона возможности. Дети, чтобы перейти дорогу, изучают правила дорожного движения; чтобы грамотно действовать при пожаре, учатся основам пожарной безопасности. Да и плавать сразу человек не может. Поэтому запреты и создание некого очищенного, «белого» контента для детей — это сродни обучению плаванию в бассейне без воды.

А разработчики не дремлют – творят для новых поколений пользователей голосовые технологии, технологии распознавания эмоций и когнитивного состояния, алгоритмы предсказания поведения, чат-ботов и виртуальных ассистентов, и тд.

Поколение «Альфа» (дети, рожденные после 2010) уже воспринимают Интернет как среду обитания. Для них не существует границ между виртуальным и реальным мирами. Пример из статьи Н. Кузнецовой-Райс, инженера по искусственному интеллекту и мамы семилетней девочки: «Вера готовится жить в бесшовной среде. Хотите пример? Забрав ее из школы, я сказала: «Пойдем, покажу – там ураганом повалило огромное дерево». Дитя мне в ответ: «А это фото или видео?» Вера, это real-life experience!!!

Недавно один мобильный̆ оператор провел исследование среди двенадцатилетних – подростки нарисовали ему мир, в котором не надо нажимать на кнопки и смотреть в экран. В нем невидимые машины разговаривают простым человеческим голосом. А маленькие дети уже сейчас не разделяют реальную и виртуальную жизнь, спокойно перемещаясь туда-сюда!».

Юное поколение уже давно обошло нас, старших, в умении ориентироваться в цифровой среде. Так можем ли мы, сами в большинстве своем с трудом различающие «контент» от «континента», диктовать детям, как им использовать новые технологии?

Когда-то, в 80-ых...

Взрослые разными путями стараются ограничить своих чад от «тлетворного» влияния Интернета и всего того, что позволяет туда попасть. Кто-то обеспечивает отпрыскам многочисленные кружки и спортивные секции, кто-то оттягивает знакомство ребенка с гаджетом как можно дольше. Позиция «встать между» — плохая позиция, на мой взгляд. Быть судьей, рефери не эффективно и обречено на провал. Как говорится, не для того мы строим корабли, чтобы они стояли у причала. 

Тем более, стратегия запрета и жесткого контроля лишает детей возможности полноценного развития в актуальной инфо-коммуникационной среде, снижает их конкурентоспособность в кругу сверстников и препятствует полноценной социализации. Поэтому нам, взрослым, в эпоху стремительных перемен необходимо, прежде всего, самим учиться использовать современные технологии, чтобы ощущать себя в Сети как рыба в воде. Такие навыки нам помогут:

— разговаривать с детьми на одном языке, знать об актуальных интернет-трендах, понимать, чем увлекается ребенок;

— проанализировать потребляемый ими контент;

— дать оценку их поведению и предотвратить возможные проблемы, возникающие в Сети.

Однако быть уверенным пользователем – сегодня далеко не все, что требуется для эффективного взаимодействия с ребенком. Быть другом, уметь слушать и слышать во все времена являлось основой успешного общения. Когда у родителей налажен контакт с ребенком, он доверяет им, и именно они будут первыми, с кем он поделится и своими успехами, и возникающими проблемами. Поэтому даже «чайникам» в мире гаджетов и технологий не стоит откладывать разговоры по душам с собственным чадом в долгий ящик. И чем раньше это произойдет, тем доверительнее, а, следовательно, и безопаснее, будет протекать процесс познания детьми окружающего мира и взаимодействия с ним.

Также нужно помнить тот факт, что с каждым годом возраст первого знакомства и самостоятельного использования гаджетов уменьшается. Еще десять лет назад, по исследованиям Европейской комиссии, дети впервые попадали в Сеть в 9-10 лет, сейчас — 2-5 лет! Большинство детей, приходя в школу, имеют, как минимум, базовый, а нередко и «продвинутый» уровень навыков использования цифровых устройств. 

Следовательно, старшему поколению бессмысленно ждать возврата к «прежним временам», а молодым родителям рассчитывать на возможность отодвинуть проблемы на некоторое время. Важно научиться сосуществовать в цифровом обществе уже сегодня. Как это сделать, читайте в следующих статьях, которые станут своеобразным «ликбезом» для взрослых, стремящихся защитить подрастающих пользователей от интернет-рисков не путем запретов, а поиском оптимальных решений извечной проблемы «отцов и детей».

Источники:

1.  securelist.ru/children-report-2021

2.  www.tatler.ru/heroes/pokolenie-alfa-o-chem-dumayut-deti-novoj-formacii

3.  https://fishki.net/3453132-kuda-uhodit-detstvopodborka-luchshih-retro-fotografij

Нет комментариев. Ваш будет первым!