Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный

Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный

Они скрывали свое положение, насколько это было возможно – о беременности и о дне родов никто из посторонних не должен знать, приданое малышу не покупали до его появления на свет – полагали, что купленная одежда уже кем-то «занята», им нельзя было сидеть на пороге он разделяет мир живых и мертвых. Какие еще мифы, легенды и поверья, связанные с беременностью и предстоящими родами были у славян? Об этом вы узнаете из виртуальной статьи, приуроченной к Дню России, которую предлагает вашему вниманию Библиотека №1 им. Н.В. Санеева.

Бесплодие на Руси воспринималось как несчастье для семьи, и позор для женщины. Особенно тяжело было в среде бояр и в царской семье, где даже подозрение на неспособность дать наследника стране, лишало претендентку шансов на царскую корону, а то и грозило несчастной женщине пострижением в монастырь.

Издревле опекать беременную женщину на Руси начинали задолго до рождения ребенка. Чтобы не сглазили, сам факт беременности и срок родов тщательно скрывали. Женщина считалась любимицей богов и могла принести счастье и удачу. Верили, если беременная женщина съест яблоко с молодой яблони, то согласно примете, дерево будет обильно плодоносить. Существовала примета: встретить беременную- к удаче, а увидеть во сне – к успеху.

Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич «Выздоравливающая» (1889) Сцены из русского быта

Беременным не отказывали, если они просили денег взаймы или обращались с другими просьбами, ведь это не ее желание, а просьба души младенца. Если же кто-то не мог или не желал выполнить просьбу беременной, после ее ухода, вслед ей бросали крошки хлеба, песок, или кусочек глины. В дом, где была беременная, с пустыми руками не ходили, небольшое подношение было обязательным, чтобы задобрить будущего ребенка и те силы, которые ему покровительствуют. Особенно старались угодить бездетные женщины, и девушки, недавно вышедшие замуж.

Славяне старались оградить будущую мать от всевозможных опасностей, даже от сверхъестественных. Особенно внимательно и заботливо относились к перворожающей женщине. Мало что менялось в жизни беременной деревенской женщины, но ее освобождали от тяжелых работ для нормального течения беременности. Та свекровь, что все же заставляла молодую беременную сноху выполнять тяжелую работу, подвергалась публичному осуждению односельчан.

Дородовые суеверия определяли, как могут поступки женщины отразится на характере и здоровье будущего ребенка. Нельзя было сидеть на камне чтобы не были тяжелыми роды, чтобы ребенок не запутался в пуповине не рекомендовали перешагивать через веревку, а шагнув через коромысло можно было ждать горбатого младенца. Толкнув кошку или собаку можно было ждать щетину на коже, и «собачью старость». Даже с умершими нельзя было проститься и проводить до кладбища, но если все-таки шла, то нужно было расстегнуть ворот рубашки и положить под мышку хлеб, и таким образом избежать тяжелых родов. Беременным запрещалось вывешивать выстиранное белье на веревку, наклоняться к земле чтобы собрать лук, морковь, репу.

Когда муж был в отъезде, ей нужно было подпоясываться его поясом, а ночью укрываться его одеждой, чтобы сила мужа ее оберегала и охраняла. Верили, что если пред самыми родами не покидать дом, то домовой и священный огонь очага смогут прийти ей на помощь. Рождение и смерть нарушали невидимую границу между мирами умерших и живых. Это считалось опасным делом, и находится с роженицей было опасно из-за ее уязвимости для злых сил, которые всегда ждали случая наделать беды. Перед мужем был выбор- спасать себя или помогать жене вместе с повитухой. Только в середине 18 века по распоряжению Сената в Москве и Петербурге основали первые школы «бабичьего дела», для подготовки квалифицированных повитух. Те дети, которых приняла повитуха, становились ее «внуками», и повзрослев, должны были приносить ей угощение 8 января, а она в свою очередь угощать их всех сладкой кашей с медом.

Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич «Новое знакомство»  Сцены из русского быта 

Наши предки не видели ничего плохого в том, чтобы мужу нужно было быть рядом со страдающей, испуганной женщиной. Что он делал? Он надевал во время родов юбку родительницы, повязывал на голову платок жены и дул в бутылку, тем самым вызывая потуги. Он кричал, стонал вместо жены, тем самым отвлекая злые силы от роженицы на себя. Ему также рекомендовалось поцеловать жену во время схваток, дать ей воду изо рта. А от сглаза, который мог быть причиной тяжелых родов, роженице следовало утереться шубой мужа. Сакральное значение имели и такие действия — женщине давали воду, в которую были заранее собранные выскочившие из печи угли, брызгали на нее водой, которой обмывали три камушка из трех бань. В качестве магического средства использовали соль: ею посыпали порог избы и углы стола. Помещение для родов должно было быть изолированным, поэтому традиционно выбиралась баня, т.к. в ней было тепло и имелось достаточно теплой воды.

Детей любили, но в русских семьях ждали рождения мальчиков: у крестьян это помощник по хозяйству, а родовитые родители хотели наследников рода. Девочке же нужно было готовить приданое, и после замужества она уходила от родителей в семью мужа, оставляя родителей без помощи. В народе говорили: «мальчик родится на подмогу, девочка на потеху». «с сыном дом наживешь, с дочкой остатки проживешь». «ростить дочку, что лить в дырявую бочку». О рождении сына молились св. Иоанну Воину, а о дочке просили св. Марию Египетскую.

З. Серебрякова «За завтраком» (1914)

Хотите узнать больше? Приходите в нашу библиотеку №1 им. Н.В. Санеева

Ул. Ленинградская, 45 Остановка «Комсомольская площадь». тел.305- 289.

Источники:

Русские. — М.: Наука, 1999. 828 с., ил.

Семёнова М. Мы-славяне!: Популярная энциклопедия.- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с., ил.

Русская семья. Праздники и традиции. — М.: ООО «Белый город». – 1990. – 296 с., ил.

Нет комментариев. Ваш будет первым!