Библиотекарь – профессиональный портрет на фоне современности

Библиотекарь – профессиональный портрет на фоне современности

Время неумолимо мчится вперёд, приближая одиннадцатиклассников к государственным экзаменам и выбору профессии. Кто–то уже чётко представляет себе своё будущее, а кому–то ещё предстоит определиться, каким будет его жизненный путь. Часто правильный выбор будущей профессии зависит от знания её особенностей, поэтому сегодня мне, специалисту с большим стажем работы, хотелось бы более подробно познакомить будущих выпускников с профессией БИБЛИОТЕКАРЬ, информация о которой у многих слишком поверхностна.

Не голова, а ума палата — так говорят о людях образованных, начитанных, много знающих. Пря­мо скажем: такими словами харак­теризуется настоящий библиотекарь. Ведь ему приходится повседневно встречаться с читателями, имеющими самое разное образование. Даже в не­большую библиотеку приходят со своими запросами учителя и врачи, программисты и рыбаки, инженеры и конструкторы, эконо­мисты и управляющие. Причём все эти специалисты ждут грамотного совета по подбору информации для их профессиональной деятельности.

Профессия библиотекаря предпо­лагает, что человек, избравший ее, должен быть любознательным. Поче­му-то считается, что лозунг «Хочу все знать» относится к детям. Ничего по­добного! За рубежом, если говорят о библиотекарях, употребляется формулировка: long – lifeeducation, дословно «образование на протяжении жизни». Библиотекарь черпает знания постоянно: слушая радио и знакомясь с программами телевидения, читая книги и периодику, обогащая свой внутренний мир при посещении кон­цертов и спектаклей. Разве можно, например, исключить из жизни спор­тивную информацию? Ведь завтра (хо­рошо, если не сегодня) «придут и спро­сят» — и надо будет отвечать, искать, подбирать литературу. Информацион­ное поле библиотекаря поистине безг­ранично и любая возможность полу­чить информацию, обогатить знания должна использоваться.

У библиотекаря особое обществен­ное положение — он пропагандист кни­ги в широком смысле слова. Ответить на вопрос мало, надо туг же найти на полках библиотеки нужную книгу, пока­зать ее читателю. И так рассказать о ней, чтобы собеседник захотел порабо­тать с книгой сам.

Вообще-то для нас любой читатель — хороший, это аксио­ма, хотя «хороший» читатель — обычно подготовленный читатель, обладающий высоким уровнем информационной культуры. А это значит, что он умеет ра­ботать с каталогами и картотеками, со справочниками и энциклопедиями, библиографическими пособиями, электронными источниками. Такой читатель – огромная редкость в массовой библиотеке. Нау­чить его должен библиотекарь, причем делать это нужно ненавязчиво, постоянно, каждого в отдельности. Зарубежные специалисты подс­читали: эффективность передачи опы­та, знаний от человека к человеку при индивидуальном общении на порядок, в десятки раз выше, чем в организован­ном, групповом обучении. Таким образом, можно представить, какую важную роль играет деятельность библиотекаря в образовании читателя и становлении его личности, и как эта деятельность многогранна и интересна.

Давайте посмотрим, сколько составляющих входит в нашу профессию.

Библиотекарьпедагог. Педагогическая  функция является одной из основных социальных ролей библиотеки, под которой подразумевается вся её деятельность, направленная на обучение, воспитание и образование человека. Библиотека объединяет вокруг себя педагогов – предметников, воспитателей детских садов, родителей и является их помощником. Совместная деятельность с преподавателями – филологами, историками, географами и т.д. расширяет сферу деятельности библиотеки и делает её мероприятия более информационными и яркими.

Библиотекарь–педагог дополнительного образования. Думаю, что такой возможности претворить в жизнь все свои творческие планы нет у представителей ни одной другой профессии. Артистизм, музыкальные способности, владение прикладными искусствами, оформительский талант – всё найдёт своё место в деятельности библиотекаря и даст возможность ребятам приобщиться к прекрасному.

Библиотекарь – психолог. Владение культурой общения, умение разговаривать искренне, как говорится, «глаза в глаза», ничего не скрывая и не строя на лице фальшивую улыбку, найти подход к каждому, вне зависимости от того, нравится нам человек или нет, находить форму безобидного высказывания замечания, порицания, чтобы не обидеть, а в трудный момент протянуть руку помощи – разве это не практическая психология?

Библиотекарь – социолог. Поддержание психологического климата «Тёплого дома» и вовлечение ребёнка в социум, формируемый библиотекой, позволяет многим из них преодолеть кризисные моменты в жизни, связанные с неблагополучной обстановкой в семье, предотвратить беды, связанные с наркоманией и другими негативными особенностями нашего времени. Ответственность огромная, но отдача оправдывает все затраченные силы.

Библиотекарь – программист. Наличие современных технических средств и возможностей позволили современному библиотекарю удовлетворить своё желание сделать доступ читателя к информации максимальным. Библиотекарь, идущий в ногу со временем, свободно владеет новыми информационными технологиями. Создание электронных презентаций, игровых программ по пропаганде чтения, умение работать в программах пакета MicrosoftOffice, AdobePhotoshop, MacromediaFlash, помощь библиотекаря учащимся и студентам в подготовке рефератов и докладов в печатном виде – всё это повышает оценку деятельности библиотеки, привлекает в неё новых читателей.

Библиотекарь – журналист. Конечно, библиотекарю далеко до писателя, но в роли журналиста выступать приходится. Пишущих библиотекарей очень много. Статьи, обзоры, рецензии, благодаря словарному запасу, эрудиции и широкому кругу общения получаются яркими, точными и запоминающимися. Из таких статей читатели могут почерпнуть много ценной информации для своего кругозора и образования. А как здорово, когда к журналистской работе библиотекаря приобщаются учащиеся! Это огромный шаг в их профориентации.

Библиотекарь – дизайнер. Им библиотекарь быть просто обязан. Разработать дизайн библиотеки, свой собственный стиль, создать такую атмосферу комфорта и уюта, чтобы сюда захотелось приходить ещё и ещё – это наша с вами задача.

Сегодня мы рассказали о тех гранях нашего библиотечного «бытия», которые, по сути дела, делают нашу профессию счастливой. Дерзайте, будущие выпускники! Информацию о учебных заведения, ведущих профессиональную подготовку библиотечных кадров вы можете получить в библиотеке №5, расположенной по адресу: ул. Океанская, 58. Ждём вас ежедневно, кроме воскресенья, с 12 до 19 часов в будние дни и с 12 до 18 часов – в субботу. Ваше будущее – в ваших руках!

                                                                                                                              Ирина Васильевна Кисличенко 

                                                                                                                             главный библиотекарь библиотеки №5

                                                                                                                             МБУК «Центральная городская библиотека»

                                                                                                                              г. Петропавловска — Камчатского

Нет комментариев. Ваш будет первым!