Театральное обстоятельство

Театральное обстоятельство

Сегодня мы поговорим с вами о тех творческих профессиях, без которых не может существовать ни один театр. И начнем мы этот разговор с беседы, посвященной театральным художникам. Так кто же это такой — театральный художник? Чем он занимается и каковы его обязанности?

Художник в театре — очень многоликая профессия. Пожалуй, трудно выделить и отметить отдельно какое-либо из направлений творческой работы, которую берет на себя театральный художник. Тем не менее, профессия художника-постановщика применительно к театральной сцене вызывает неподдельный интерес в творческой среде.

Художник-постановщик

Художник-постановщик, совместно с режиссером-постановщиком спектакля, создает в условиях сценической площадки не просто «декорации места действия», а некий «условный театраль­ный мир», который в совокупности с игрой актеров и фонограммой спектакля рождают определенную атмосферу, и в котором совершается определенное сце­ническое действо, подкрепленное этой самой атмосферой.

Таким образом, сценическое воплощение идеи постановки, ее атмосферы, духа ее, в полной мере зависит от художественного оформления спектакля. Такое художественное оформление спектакля не просто является частью его динамического развития, органично пропитывая все тело постановки, но играет роль направляющего вектора всего режиссерского замысла в целом.

Каким же образом художник-постановщик решает поставленные перед ним задачи? Что помогает ему в его творчестве? На что он «опирается», создавая, концептуально решая художественное оформление спектакля?

Для художника-постановщика неотъемлемым условием создания цельного и высокоидейного оформления спектакля являются ничто иное как театральное действие и движитель актерской игры — конфликт. Действие и конфликт — вот те два компонента, те две «черепахи», на которых «покоится» мир художественной вы­разительности любого искусства.

Театральный художник-постановщик в условиях сценического пространства, манипулируя пропорциями сценической коробки, изменяя масштаб по отношению к че­ловеческому телу, насыщая пространство предметами мебели и декораций, разнообразно высвечивая их, создает целый мир в режиссерской концепции всего спектакля.

Каким бы не было сценическое пространство — ареной, просцениумом с амфитеатром, эстрадой, ярусным залом со сценической коробкой — оно может обладать только двумя свойствами: быть реальным или быть иллюзорным.

Реальное сценическое пространство не маскирует реальных раз­меров. Имеет истинные глубину, ширину, высоту, и все, что находится в этом соизмеримом пространстве, обязательно имеет соотношение к человеческой фигуре в привычной зрительскому глазу пропорции.

Иллюзорное сценическое пространство создается таким образом, когда художник-постановщик, использует законы перспек­тивы, применяет различные приемы маскировки и трансформации реальных размеров сценической площадки и приемы создания зри­тельской иллюзии ощущения глубины, подменяет восприятие реальных раз­меров сценического пространства на фантастические, создавая иллюзии бес­крайних просторов, безбрежных морей и океанов, бездонного неба, далеко располагающихся объектов, предметов и тому подобное.

Так, при создании декораций спектакля и художественного оформления постановки в целом, художник-постановщик в условиях сценической коробки, времени и темпо-ритмического рисунка пользуется приемами и методами, технологиями и механизмами, заимствованными у других видов пластиче­ских искусств: цветом, светом, плос­костью, объемом, фактурой, структурой и архитектурой театрального здания, различными механическими и техниче­скими приспособлениями. Таким образом «краски» на палитре театрального художника синтетичны, собирательные, постоянно изменяемые в каждом конкретном случае и зависят от поставленных перед ним задач.

Так, движение автомобиля в спектакле может быть передано художни­ком игрой цвета, света, движением декораций по пестро раскрашенному фону, быстрой сменой мизансценических перспектив и тому подобное.

Композитор и звукорежиссер

Театральный спектакль в понимании пространственно-композиционного решения, существует в рамках сценического пространства, времени и темпо-ритмического рисунка.

Понятие темпо-ритма в театре, да и вообще — времени — неотъемлемый элемент любого спектакля. В условиях сценического пространства течение времени требует к себе особого трепетного отношения и скрупулезного расчета, порой до секунды.

Надо сказать, что любое направление в искусстве существует исключительно в условиях, определенных ритмом. Наиболее ярко темпо-ритмический рисунок проявляется в музыке. Также в поэзии, танце, менее явственно — в прозе и живописи. Но ритмический рисунок всегда принимает участие в рождении произведения искусства, подчиняя биению своего пульса зрительское восприятие.

Итак, в сценическом искусстве важность темпо-ритмической составляющей спектакля трудно переоценить. Ведь с открытием занавеса и с началом любого спектакля должны «по щелчку» включиться в единый ритмический рисунок сце­нического действа все актеры, принимающие участие в постановке и зрители, находящиеся до той поры в са­мых разных ритмических состояниях.

Как же решается эта задача в театре?

И тут на помощь режиссеру-постановщику приходит музыкально-шумовое оформление спектакля. Музыка диктует ритм постановки, задает пульс всему действу в целом и помогает актерскому существованию на сцене. Кроме того, сама речь, диалоги, монологи в исполнении участников спектакля задают темпо-ритмический рисунок всей постановке.

Существуют и другие аспекты этой удивительной работы, творческой деятельности многих и многих театральных профессий, вектора усилий которых всегда направлены в одном направлении — в направлении создания интересного сценического действа, называемого театральным спектаклем.

Нет комментариев. Ваш будет первым!