Океанские мили

Океанские мили

В Камчатку невозможно не влюбиться – это было доказано не раз. Её жители – и те, кто родился на берегу Тихого океана или в оленной тундре, и те, кто приехал из других краёв России, уже не представляют своей жизни без сопок в снежных колпаках и безбрежных океанских далей. Особенно преданны ей люди, навсегда связавшие свою жизнь с морем и профессией моряка.

Для Камчатки морские транспортные магистрали являются самым естественным и, практически, единственным путём, позволяющим обеспечивать полуостров необходимыми для жизни грузами – топливом, промышленным оборудованием, продуктами питания, строительными материалами.

Интенсивное развитие после войны на Камчатке рыбной и лесной промышленности, геологоразведочных работ, сельского хозяйства и строительства вызвало большой поток грузов и пассажиров. Для обеспечения перевозок постановлением Совета Министров СССР № 1013 организовано «Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство» с непосредственным подчинением Главдальфлоту (с 1957 г. — Камчатское морское пароходство (КМП) Министерства морского флота СССР).  Датой его основания считается 17 мая 1949 года. В 2019 году предприятие отметит своё 70-летие.

В начале своей деятельности пароходство имело всего 11 судов… В дальнейшем в создании транспортного флота помогло Дальневосточное морское пароходство. Оно передало пароходы «Шексна», «Красное знамя», «Бухара», «Александр Пушкин», «Хабаровск», «Якутск», «Лиза Чайкина». Это были не новые суда, в водах Охотского и Берингова морей они могли ходить только в хорошую погоду. Район плавания их был ограничен. Но на старые суда пришли опытные судоводители: Л.П. Шарлай, Л.Ю. Мариненко, В.Н. Смирнов, С.С. Чумак, Г.Н. Поляков, Ф.К. Курмах, отдавшие много сил и энергии освоению морских трасс. С образованием пароходства в нём начали работать известные капитаны Степан Поликарпович Беляев и Яков Маркович Драбкин, именами которых названы улицы нашего микрорайона, который обслуживает библиотека №5.  

С 1950 года флот стал пополняться новыми грузопассажирскими судами. Первые теплоходы «Благовещенск» и «Гоголь», которые ходили в рейсы по побережью, в 1960 году были заменены новыми комфортабельными теплоходами «Петропавловск» и «Николаевск». В распоряжение пароходства поступили построенные в Венгрии суда «Корсаков», «Невельск», «Углегорск». С каждым годом увеличивалось количество судов: лесовозов, танкеров, сухогрузов – и рос объем перевозок грузов. За 15 лет с 1962 по 1977 годы Камчатское морское пароходство получило из новостроя 40 судов.

В последующие годы были созданы береговые предприятия пароходства: автобаза, судоремонтно-механический завод, управление «Торгмортранс», построен жилой массив, где до сих пор живут ветераны и работники пароходства, и в 1969 году открылась городская библиотека №5.

В молодое пароходство приезжали на практику курсанты из мореходных училищ Корсакова, Херсона, Владивостока, Архангельска, Одессы и других городов. После окончания учёбы они пополняли экипажи наших судов, навсегда связывая свою судьбу с морем.

На флоте с давних пор существует традиция называть новые суда именами мореходов. В составе флота Камчатского морского пароходства – семь судов, которые носят имена ветеранов: теплоходы «Григорий Ковальчук» и «Константин Зеньков», ролкеры «Иван Скуридин» и «Юрий Смирнов», паромы «Капитан Драбкин», «Капитан Беляев» и «Капитан Несытов». Традиция вполне оправдана, поскольку трудовая биография каждого из этих людей может служить для будущих поколений моряков примером мужества и высокого профессионализма.

На фото: паром КМП «Капитан Беляев».

Литература:

  1. Кисличенко И.В. Океанские мили // Истоки нашего града. – 2008. — №4.
  2. Кузнецов А.Д. Из истории Камчатско – Чукотского морского пароходства (1949 – 1950) // Вопросы истории и культуры народов Дальнего Востока. – Владивосток, 1974.- Вып. 2. – с. 59 – 67.
  3. Потылицын Я.Д. Водные магистрали // Плавать по морю необходимо…». – Петропавловск – Камчатский, 1998. – с. 330 — 334.
Нет комментариев. Ваш будет первым!