Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

А также в области балета мы впереди планеты всей

А также в области балета мы впереди планеты всей

Он родился в эпоху Возрождения в Северной Италии. Итальянцы любили пышные дворцовые празднества, где танец занимал важнейшее место. Для придворных кавалеров и дам не подходили сельские пляски. Залы и одежды не допускали неорганизованных движений. Танцмейстеры заранее репетировали с дворянами движения  и отдельные фигуры, руководя группами танцоров. Танец становился все более театральным. Так возник термин «балет», что подразумевает танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Библиотека №1 им. Н.В. Санеева предлагает вашему вниманию обзор книг о выдающихся балеринах, который мы посвящаем Международному женскому дню .

Мастерство итальянских учителей танцев понравилось французам. И на протяжении 17 века придворный балет, главным образом, развивался во Франции. Это были и балетные маскарады, и помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты. Танцевальные эпизоды сменялись декламацией стихов и вокальными ариями. 

Сам король Франции Людовик VIII, получивший музыкальное образование, был автором балета, который у нас до сих пор на слуху, благодаря роману «Три мушкетера» — «Мерлезонский балет», который был исполнен в замке Шантийи 15 марта 1635 года. Приключения во время охоты на дроздов, любимого развлечения короля, и были взяты за основу. Его величество исполнил две роли: торговки приманками и крестьянина, и сочинил либретто, музыку, хореографию, сделал наброски декораций и костюмов. 

Трускиновская Д.М. 100 великих мастеров балета/ Д. Трускиновская. – М.: Вече, 2010. – 432 с. – (100 великих).

Танец стал превращаться в балет, когда его стали исполнять по определенным правилам. Балеты — всегда поэмы молчания, мир возвышенной красоты, мир высокой культуры. Артистические возможности Матильды Кшесинской и Анны Павловой, не имели предела, поэтому они и стали легендами на века. Героиня «Дягилевских сезонов» Ида Рубинштейн с ее Клеопатрой и Саломеей потрясла мир. Галина Уланова была самой загадочной балериной, со своей пленяющей волнующей отдаленностью и поэтическим миром. После ее танца хотелось жить… Говорят, что самое страшное для «звезды» — это пережить собственную славу. Лишь немногие избегают этой печальной участи. Слава их с годами лишь разгорается все ярче.

Вульф В., Чеботарь С. Великие женщины ХХ века/ Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. – М.: Яуза: Эксмо, 2001. – 752 с. – (Мой серебряный шар).

Внучка знаменитого скрипача, дочь танцовщика и актрисы, Матильда Кшесинская — Миля, как звали ее самые близкие, первая освоила фуэте. Свой первый сезон в Мариинском театре она станцевала в 21 опере и 22 балетах. Николай II влюбился в нее именно в театре, при полном одобрении своих венценосных родителей. Среди ее любовников были великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович. С Андреем Владимировичем в январе 1921 года во Франции они обвенчались, и ей присвоили титул светлейшей княгини Романовой. Лучшие драгоценности от Фаберже были в ее шкатулке. В Париже она открыла свою балетную студию. Ее звали «мадам семнадцать», за то, что она при игре в рулетку ставила только на одно число. Она была женщиной-легендой, вызывающей зависть и страсть. Валентин Пикуль в своем романе «Нечистая сила» написал о ней «Нет, она не ангел! И жила не как балерина: отчаянно кутила, ела и пила, что душе угодно, ночи напролет резалась в карты, отчаянные рысаки увозили ее в ночные шантаны. Беспутство не губило ее таланта, а бессонные ночи не портили внешности. Она трудилась, шлифуя свой талант, словно одержимая.» Итальянский лайнер «Семирамида» увез ее от нас навсегда.

Не дожив до столетия всего девять месяцев, она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, до последних дней сохранив в своей душе любовь и волю к жизни.

Асташин В.В. Матильда Кшесинская: балет, любовь и воля к жизни…/ В.В. Асташин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 256 с.: ил.- (Аллея звезд).

Дочь рядового солдата Преображенского полка и прачки, выросшая у бабки в Лигове, под Петербургом, Анна Павлова прославила русское балетное искусство. После окончания петербургской балетной школы, она была зачислена в труппу Мариинского театра. Павлова сделала необыкновенно много, чтобы пронеслась слава русского балета по всему миру. Танцовщица стала легендой при жизни, как и ее знаменитый «умирающий лебедь».

Красовская В.М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы. – 20-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 192 с: ил.

Она танцевать не хотела, это родители отдали ее в балетную школу. О ее выпускном спектакле «Шопениана», когда она танцевала с больной ногой в резиновом чулке. О дебюте в партии Одетты. О ее сложнейшей для 18-летней девушки партии в «Лебедином озере». Планетарная слава Галины Сергеевны Улановой самой загадочной, самой закрытой и самой недоступной великой русской балерины в книге

Давлекамова С.А. Галина Уланова: Я не хотела танцевать/ Авт.- сост. С.А. Давлекамова. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2005. – 280 с., ил. (Звезды балета)

Ходить она стала в восемь месяцев. Ребенком росла своевольным, неслухом. Не любила идти спать и молочную лапшу. Книгу о себе она писала сама по своим дневникам, которые вела всегда, почти три года. Книгу, которая предназначена для читателя отечественного, русскоязычного о главной сцене России — Большом театре, высказывая суждения, отличающиеся от общепринятых.

Плисецкая, М. Я, Майя Плисецкая…/ М. Плисецкая. – М.: Новости, 2005. – 490 с., ил.

…Зато, говорю, мы делаем ракеты, и перекрыли Енисей

А также в области балета мы впереди планеты всей!

Юрий Визбор «Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом форума», 1964 год.

Эти и другие книги в библиотеке №1 им. Н.В. Санеева: ул. Ленинградская, 45. Остановка КП. Тел: 305-289.

Нет комментариев. Ваш будет первым!