Огромное небо - одно на двоих

Огромное небо - одно на двоих

Об этом, товарищ,

Не вспомнить нельзя,

В одной эскадрилье

Служили друзья,

И было на службе

И в сердце у них

Огромное небо, огромное небо,

Огромное небо – одно на двоих...

Песню «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского и музыку композитора Оскара Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи в Советском Союзе знал практически каждый человек, но мало кто знает, что это реальная история о подвиге двух советских летчиков, которая произошла в 1966 году в Германии.

Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов служили в 668-ом бомбардировочном авиационном полку легендарной 132-ой бомбардировочной Севастопольской Краснознаменной авиационной дивизии Группы советских войск в Германской Демократической Республике, которая дислоцировалась в 40 километрах от Берлина в городе Финов. 6 апреля 1966 года Капустин и Янов получили приказ: перегнать новейший советский самолет ЯК-28П, собранный на Новосибирском авиационном заводе, из города Финов на авиабазу в Цербсте. Через десять минут после взлета на высоте 4000 метров у самолета отказывают оба двигателя, как потом установит комиссия, причиной послужил «конструктивно-производственный дефект».

Самолет, с полными баками топлива, начинает терять высоту над Берлином и пилоты принимают решение увести самолет от густонаселенных кварталов города в близлежащий лес, но прилетев ближе, они увидели, что перед ними не лес, а городское кладбище, где находилось на тот момент множество людей. Самолет опустился уже так низко, что задевал верхушки деревьев. Показавшееся вдали озеро Штессензее, вполне могло подойти для посадки самолета, но спасительную водную гладь разделяла дамба, по которой ехали машины.

Сотни изумленных берлинцев, наблюдали за тем, как вывалившийся из облаков самолет с красными звездами на плоскостях, оставляя за собой шлейф темного дыма, в полной тишине неожиданно делает горку, набирая максимальную скорость, и с вершины горки пологим виражом уходит в сторону берлинской окраины. Но выровнять самолет, приподнять нос для посадки – уже ни скорости, ни времени не было. Самолет советских летчиков взмыл ввысь, преодолел дамбу, свалился в штопор и врезался в мелководье. Летчики погибли на месте.

Катастрофа произошла в секторе Западного Берлина, который курировали английские войска. 8 апреля, через два дня после крушения самолета англичане передали останки советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии.

На прощание с нашими летчиками пришли тысячи горожан. Понимая, что ценой своей жизни советские летчики спасли тысячи берлинцев, каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии, а из Великобритании прибыл королевский оркестр. И они стояли рядом с советскими солдатами, воинами Национальной народной армии ГДР, активистами Союза свободной немецкой молодежи. Это был единственный случай, объединивший несовместимые в те холодные времена сообщества.

Бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт, ставший впоследствии канцлером ФРГ, сказал: «Оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы, и в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу».

После расшифровки черного ящика выяснилось, что капитан Капустин отдал старшему лейтенанту Янову приказ катапультироваться, но тот впервые в жизни не выполнил приказ своего командира. Не выполнил, потому что знал, что после его катапультирования аэродинамический баланс машины нарушится и капитану будет еще труднее управлять самолетом.

10 мая 1966 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич были посмертно награждены орденами Красного Знамени.

Борис Капустин с молодой женой Галиной.

Советский военный летчик 1-го класса Борис Владиславович Капустин родился 11 декабря 1931 года в поселке Урупский Краснодарского края в семье научного работника. В Ростове-на-Дону окончил семилетку, индустриальный техникум и поступил в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. В.С. Хользунова, которое окончил в 1954 году. После окончания училища был распределен на Север, затем направлен в Группу советских войск в Германии. После подвига, совершенное летчиком, западноберлинский художник нарисовал его портрет, который хранится в Ростовском лицее № 51, который носит Имя Бориса Капустина.

Старший лейтенант Юрий Николаевич Янов родился в 1931 году в городе Вязьме Смоленской области в семье железнодорожника. После окончания школы поступил в Рязанское военное автомобильное училище, а через год в Рязанское военное училище штурманов. После окончания, которого был направлен в Группу советских войск в Германии. Общий налет Юрия Янова -1030 часов, за 1965 год налетал 125 часов, выполнил 30 бомбометаний. В характеристике летчика было написано, что летать любит, в воздухе спокоен и инициативен. Очень серьезен и деловит…

В 2001 году к 35-летию подвига летчиков в Берлине прошли торжественные мероприятия, а в авиационном музее на аэродроме Финов, был поставлен памятник с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей».

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!