Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Крылатая Камчатка

Крылатая Камчатка

В библиотеке №5 начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Крылатая Камчатка», посвящённая становлению на полуострове гражданской и военной авиации. На выставке представлены документальные источники, позволяющие восстановить хронологию событий, а также — модели самолётов и вертолётов из частной коллекции читателя библиотеки, отражающие этапы усовершенствования летающих машин.

Особое внимание, по читательским запросам, на выставке уделено вопросу создания на Камчатке Отдельной авиационной эскадрильи, которой  предшествовал перелет гидросамолетов «Савойя-62» из Приморья на полуостров. О нём рассказывалось уже неоднократно на «Камчатских встречах» в библиотеке №5, посвящённых истории камчатской авиации. Различные авторы старательно подчеркивали, что на сверхдальнем по тем временам маршруте авиаторы не потеряли ни одной машины. И, казалось бы, что о перелете мы знаем все до мельчайших подробностей, но время и исследования современных специалистов дают возможность внести некоторые коррективы и дополнить информацию.

Приведём некоторые факты, представленные на выставке.  На Камчатку предстояло перебазироваться 111-й Отдельной дальнеразведывательной эскадрилье Морских сил Дальнего Востока, которым в недалеком будущем предстоит стать Тихоокеанским флотом. Эскадрилья располагалась на станции Океанской под Владивостоком. Командовал ей опытный пилот Михаил Иванович Пармичев, комиссар – Василий Викторович Александров. На вооружении части находились 11 итальянских  и один новейший к тому времени советский гидросамолет «МБР-2».

На нем летал командир эскадрильи. В целом итальянская машина, экипаж которой состоял из трех человек – летчика, штурмана (в те годы он назывался летчик-наблюдатель) и борт-техника, считалась неплохой. Крейсерская скорость самолета достигала180 километров в час, запас топлива обеспечивал дальность полета на 920 километров с тремя-четырьмя пассажирами. Но существовали у машины и серьезные конструктивные недостатки, за которые летчики не любили «Савойю-62». Плоское днище лодки, даже с некоторой вогнутостью внутрь, создавало серьезные проблемы при взлете и посадке. Самолет мог несколько раз подскочить и упасть, прежде чем успевал оторваться от воды. Часто такие пируэты завершались авариями и катастрофами. Даже небольшая волна препятствовала взлету «Савойи-62». Не оснащались гидросамолеты радиостанциями и переговорными устройствами. Во время полета экипаж общался между собой записками, передавая их по пнемвоэлеваторам. И этим машинам предстояло перелететь по маршруту, который авиация только начала осваивать, – из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. В перелете, кроме командира эскадрильи, участвовали экипажи летчиков Давыдова, Кузнецова, Кувшинникова, Лотового, Лысенко, Макарова, Мурашова, Мухачева, Озерова, Сечкаренко и Худоногова.Авиачасть до Хабаровска сопровождал Э.М. Лухт, начальник авиации пограничной охраны и внутренних войск ПП ОГПУ по Дальневосточному краю.

Самолет-амфибия «Савойя-62"

Перелет по маршруту Океанская – Хабаровск – устье Амура – Усть-Большерецк – Петропавловск начался 3 сентября 1933 года и завершился 8 сентября. Из 12 машин до Камчатки долетели одиннадцать. Потеряли одну «Савойю», которую пилотировал единственный гражданский летчик эскадрильи Сечкаренко. На его самолете находился Э.М. Лухт. Еще при взлете с Океанской «С-62» Сечкаренко обратил на себя внимание. Пробежка по воде гидросамолета затянулась, а когда машина наконец тяжело поднялась, за ней потянулся белесый след. Летчики подумали, что на машине неисправен двигатель, но Сечкаренко вскоре занял предназначенное ему место в строю, белесый шлейф исчез и все с облегчением вздохнули. Авария произошла при посадке в Хабаровске.

Самолет Сечкаренко, пробежав немного по Амуру, начал тонуть. Летающая лодка в считанные секунды скрылась под водой. К счастью, людей удалось спасти. Сечкаренко рассказал потом, что, взлетая, он почувствовал сильный удар. Самолет столкнулся с каким-то подводным препятствием и получил пробоину. Вода быстро стала поступать в корпус, утяжеляя машину, которая с большим трудом сумела все-таки подняться в воздух. После взлета вода через пробоину начала выливаться, создавая тот самый белесый шлейф, который так напугал товарищей Сечкаренко. Освободившись от лишней тяжести, «Савойя» сумела дотянуть до Хабаровска, где затонула. Еще одну машину едва не потеряли во время перелета через Охотское море. Эскадрилья после отдыха в устье Амура едва миновала Сахалин, как машина Давыдова начала терять высоту из-за перегревшегося мотора. Летчик сумел посадить машину в открытом море, по которому к тому же свежий ветер гнал приличные волны. Они постоянно захлестывали машину. Каждый очередной гребень волны, достававший до плоскостей, мог оказаться для самолета гибельным.

Но опытный борттехник Левченко быстро установил, что причиной перегрева двигателя стал оборванный трос жалюзи радиатора, а самое главное сумел устранить поломку… Давыдов взлетел и присоединился к эскадрилье, самолеты которой все это время в напряженном ожидании барражировали над местом вынужденной посадки товарища. Потеря одной машины во время перелета представляется более чем удовлетворительным результатом, если учесть, что в авиационных частях Особой Краснознаменной Дальневосточной армии в 1934 году произошли 20 катастроф, 104 аварии, в которых погибли 52 человека летно-технического состава.

Берегов Камчатки эскадрилья достигла в сгущавшихся сумерках 7 сентября. Приводнились в устье реки Большой. За четверть часа до посадки все летчики видели, как при приближении краснозведных самолетов от советских берегов, поднимая буруны, спешно отошли два японских миноносца. К тому времени большинство японских кораблей еще не имели средств ПВО, а потому были беззащитны перед атаками с воздуха.

Утром 8 сентября полет в Петропавловск продолжили пять машин во главе с командиром эскадрильи. Шесть самолетов остались в Усть-Большерецке для охраны западного побережья Камчатки. Отряд возглавил Мухачев. Его группа перелетит в Петропавловск в конце октября.

Михаил Пармичев, согласно полученным от полпреда ОГПУ по ДВК Т.Ф. Дерибаса указаниям, повел эскадрилью в Петропавловск не напрямую, а вдоль береговой линии, над Первым Курильским проливом, обозначая появление на Камчатке советской военной авиации, что японцы и отметили с неприятным для себя удивлением.

Посадку совершили в портовом ковше Авачинской бухты под гром оружейного салюта, устроенного пограничниками. В Камчатском облисполкоме на торжественном ужине прибывшим авиаторам вручили грамоты «за беспримерный героический перелет по маршруту Владивосток – Хабаровск – Петропавловск-Камчатский» от Камчатского областного и Петропавловского городского комитетов ВЛКСМ.

В ноябре часть перелетела к месту постоянного базирования на озеро Халактырку. С января 1934 года она стала называться 2-й Отдельной морской пограничной авиаэскадрильей.

Более подробно вы можете ознакомиться с материалами выставки в библиотеке №5 по адресу: ул. Океанская, 58, с 12 до 19 часов, кроме воскресенья. Выставка продолжит свою работу до 30 января 2021 года.

Нет комментариев. Ваш будет первым!